Водитель по тк рф

Другой комментарий к Ст. 330 Трудового кодекса Российской Федерации

1. О понятии дисциплины труда см. ст. 189 ТК РФ и комментарий к ней.

2. В соответствии со ст. 330 ТК РФ положения (уставы) о дисциплине работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, утверждаются федеральными законами. Аналогичным образом решается данный вопрос и в ч. 5 ст. 189 ТК РФ. Однако на практике все еще действуют положения о дисциплине, утвержденные Правительством РФ.

3. В настоящее время, в частности, действуют следующие положения и уставы о дисциплине:

Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 621 (в ред. от 14 июля 2001 г., с изм. от 7 июля 2003 г.), которое распространено также на работников метрополитенов;

Устав о дисциплине работников морского флота, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 395;

Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. N 708; и др.

4. Положения и уставы о дисциплине предусматривают, в частности, дополнительные по сравнению с нормами Кодекса виды поощрения и дисциплинарного взыскания, дополнительные основания увольнения. Предусматриваются особенности в порядке применения дисциплинарных взысканий, обусловленные спецификой службы. Так, п. 27 Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ предусматривает, что дисциплинарное взыскание в изъятие из общего порядка, установленного ст. 193 ТК, может быть наложено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка (но не позднее одного года), если виновный работник находился в плавании более 5 месяцев.

5. Названные нормативные акты, принятые до вступления в силу ТК, применяются постольку, поскольку они не противоречат Кодексу.

Отдельные положения этих документов, противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству, признаются недействующими Верховным Судом РФ, решением которого, например, признаны недействующими подп. «а» ч. 1 п. 15 и п. 16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта, предусматривавшие применение такого вида дисциплинарного взыскания, как лишение свидетельства или удостоверения на право управления транспортным средством, поскольку дисциплинарные взыскания могут быть установлены только федеральным законом (Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 февраля 2003 г. N КАС03-23).

Комментарий к статье 348.12 ТК РФ

1. Комментируемая статья регламентирует порядок расторжения трудового договора по инициативе спортсмена, тренера, а также возлагает на эту категорию работников дополнительную обязанность.

Расторжение трудового договора по инициативе спортсмена, тренера осуществляется по общим правилам, предусмотренным ст. 80 ТК: работодатель предупреждается об увольнении в письменной форме; работник имеет право до истечения срока предупреждения об увольнении отозвать свое заявление, кроме случаев, когда на его место приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора; по истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу.

Специфика расторжения трудового договора по инициативе спортсмена, тренера заключается в сроке предупреждения об увольнении работодателя. В отличие от большинства работников, спортсмен, тренер предупреждает работодателя об увольнении в письменной форме не позднее чем за один месяц. Это правило не применяется в случае заключения трудового договора на срок менее 4 месяцев.

Комментируемая статья оставляет открытым вопрос о сроке предупреждения работодателя об увольнении, если спортсмен, тренер заключил трудовой договор на срок менее 4 месяцев. Любой работник может прекратить трудовое отношение с работодателем по собственному желанию. Это право вытекает из закрепленного Конституцией РФ и Трудовым кодексом принципа свободы труда. Поскольку к спортсмену, тренеру, заключившему трудовой договор на срок до 4 месяцев, неприменимы месячный срок предупреждения и краткие сроки предупреждения, предусмотренные для лиц, принятых на работу на срок до 2 месяцев, и сезонных работников, их увольнение по собственному желанию осуществляется с предупреждением работодателя об этом не позднее чем за 2 недели.

2. Часть 2 ст. 348.12 ТК распространяется только на спортсменов. С ними может быть заключен трудовой договор с дополнительным условием о денежной выплате работодателю. Размер этой выплаты также определяется трудовым договором.

Денежные выплаты в пользу работодателя возможны не во всех случаях расторжения трудового договора со спортсменом. Комментируемая статья предусматривает, что такие выплаты составляют обязанность спортсмена, если он увольняется по собственному желанию без уважительных причин или по инициативе работодателя по основаниям, которые относятся к дисциплинарным взысканиям. Перечень уважительных причин расторжения трудового договора по инициативе работника, исключающих обязанность спортсмена по денежной выплате работодателю, в данной статье не приводится. В общих нормах трудового законодательства к ним относятся случаи, связанные с зачислением в образовательное учреждение, выход на пенсию, нарушение работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора (ст. 80 ТК). Поскольку данный перечень уважительных причин не является исчерпывающим, он может быть дополнен трудовым договором.

Что касается расторжения трудового договора по инициативе работодателя, то основанием для денежной выплаты является увольнение по обстоятельствам, связанным с виновными действиями работника. Трудовой кодекс относит к таким увольнениям основания, предусмотренные ч. 3 ст. 192 ТК. Однако не все из них применяются к спортсменам. Так, не имеет отношения к спортсменам п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК, указанный в ч. 3 ст. 192 ТК, и др. К основаниям расторжения трудового договора по инициативе работодателя, при которых возможны денежные выплаты, предусмотренные комментируемой статьей, относится неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, а также однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей. В трудовом договоре со спортсменом может не только предусматриваться дополнительное условие о денежной выплате в пользу работодателя, но и указан срок такой выплаты. Если вопрос о сроке выплаты в трудовом договоре не решен, то спортсмен обязан произвести соответствующую выплату в двухмесячный срок со дня расторжения трудового договора.

Комментарий к ст. 329 Трудового Кодекса РФ

Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.

§ 1. Запрещение работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени по профессии или должности, связанной с движением транспортных средств, а также работы, связанной с вредными и опасными условиями труда, касается как случаев привлечения работников к сверхурочным работам, так и работы по совместительству. Такие ограничения вызваны заботой государства о безопасности движения транспорта.

§ 2. Новая редакция комментируемой статьи указывает, что Перечень работ, профессий и должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движения транспортных средств, утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

§ 3. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. закрепляет новый порядок законодательного установления особенностей режима рабочего времени указанных категорий работников. Теперь они устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующего общероссийского объединения профсоюзов и общероссийского объединения работодателей.

§ 4. Приказом Министерства путей сообщения РФ от 5 марта 2004 г. N 7 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов. Документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, для локомотивных и кондукторских бригад, сменных работников и работников с рабочим днем, разделенным на части, работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, работников, обслуживающих (сопровождающих) специальный железнодорожный подвижной состав, локомотивы и пассажирские вагоны и т.п.

Так, продолжительность рабочего времени для таких работников при сменной работе устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, но не более 12 часов. Работа более двух календарных дней подряд в период ночного времени (с 22 часов до 6 часов) для них не допускается.

Время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов. Привлечение работника к работе, независимо от продолжительности использованного отдыха за время предшествующей работы (смены), допускается лишь в случаях производства работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия и с письменного согласия работника.

§ 5. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации, см. Приказ Минтранса РФ от 30 января 2004 г. N 10.

Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением и занимающих должности руководителя полетов, диспетчера-инструктора службы движения (включая старшего), диспетчера службы движения, осуществляющего непосредственное управление движением воздушных судов (включая старшего) (далее — диспетчер УВД), заключивших трудовой договор с работодателем.

Так, при суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы не может превышать в дневное время 9 часов, в ночное время — 12 часов.

Диспетчеру, осуществляющему непосредственное управление воздушным движением за диспетчерским пультом, оборудованным видеодисплейным терминалом, после двух часов непрерывной работы предоставляется специальный перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Кроме того, при интенсивности воздушного движения более допустимой, определяемой в установленном порядке, диспетчеру УВД после каждого часа работы предоставляется дополнительный специальный перерыв продолжительностью 10 минут. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

Статья 329 тк рф с изменениями на 2017 год

При невозможности предоставления 48-часового отдыха после окончания суточного дежурства этот отдых может быть уменьшен до 12 ч с присоединением недоиспользованной части отдыха к суммированным дням отдыха.

Сокращение отдыха после суточного дежурства до 12 ч допускается не более 2 раз в неделю.

Члены экипажей, за исключением работников пищеблока, могут привлекаться с их согласия к выполнению работ, не входящих в их прямые должностные обязанности (погрузочно-разгрузочные работы, очистка и мойка трюмов и танков, крепление и раскрепление груза и др.), в свободное от вахт (работ) время.

На судах допускается выполнение обязанностей недостающих по штату членов экипажа, несущих вахту, и лиц обслуживающего персонала.

При этом выполнение обязанностей недостающего по штату обслуживающего персонала возлагается только на лиц, относящихся к обслуживающему персоналу.

Для членов экипажей морских судов портового флота установлена ежедневная продолжительность рабочего времени (вахты, смены) до 24 ч при соблюдении следующих условий: 1) работа судна осуществляется исключительно на акватории порта; 2) судно обеспечено условиями для питания и отдыха работников, соответствующими санитарным правилам для морских судов; 3) ежедневная продолжительность рабочего времени в ходовом режиме судна соответствует продолжительности, установленной п. 2.3 Положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утв.

Постановлением Минтруда России от 20 февраля 1996 г.

N 11; 4) в течение вахты работникам предоставляются кратковременные периоды для отдыха и приема пищи в порядке, определяемом коллективным договором (соглашением); 5) суммированный учет рабочего времени. 4.

Для членов экипажей морских судов портового флота установлена ежедневная продолжительность рабочего времени (вахты, смены) до 24 ч при соблюдении следующих условий: 1) работа судна осуществляется исключительно на акватории порта; 2) судно обеспечено условиями для питания и отдыха работников, соответствующими санитарным правилам для морских судов; 3) ежедневная продолжительность рабочего времени в ходовом режиме судна соответствует продолжительности, установленной п.

2.3 Положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утв.

Постановлением Минтруда России от 20 февраля 1996 г.

N 11; 4) в течение вахты работникам предоставляются кратковременные периоды для отдыха и приема пищи в порядке, определяемом коллективным договором (соглашением); 5) суммированный учет рабочего времени. 4.
Проведение при стоянке в порту в дни еженедельного отдыха или праздничные дни каких-либо работ на судах, не связанных с грузовыми операциями или устранением последствий аварии, а также входом в порт или выходом из порта и перешвартовок, не допускается. Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику вахт (работ) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность рабочего дня, предусмотренную в п. 2.2 Положения.

Обязательные условия

Трудовое соглашение должно содержать ряд условий, без упоминания которых у сторон договора могут возникнуть проблемы. Обязательные условия договора с водителем таковы:

  • место работы (чаще всего это фактический адрес работодателя);
  • перечень обязанностей;
  • дата начала работы;
  • условия оплаты;
  • рабочий график;
  • гарантии и компенсации;
  • условия труда;
  • особенности работы в особых условиях;
  • срок действия договора.

Если работодатель индивидуальный предприниматель, то местом работы может быть и его фактическое местожительство, и офис (склад, магазин и т.д.), а если водителя нанимает физическое лицо, не являющееся бизнесменом, место работы определяется по месту регистрации нанимателя.

Действующее законодательство отдает предпочтение бессрочным трудовым договорам, поскольку именно они в большей степени защищают интересы трудящихся. Поэтому для подписания срочного трудового соглашения должны быть веские причины.

Статья 59 ТК РФ прописывает варианты, при которых заключение договора на определенный срок оправдано. К примеру, с работниками, нанятыми для вождения автотранспорта, такой договор может быть заключен для выполнения временной или сезонной работы, для разовой перевозки грузов за границу, для замены сотрудника, который временно отсутствует.

Попробуйте бесплатно, курс повышения квалификации

  • Соответствует требованиям профстандарта «Специалист по управлению персоналом»
  • За прохождение — удостоверение о повышении квалификации
  • Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов 

Время отдыха

Согласно ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов. Если согласно установленному графику сменности продолжительность ежедневной работы (смены) составляет более 8 часов, водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью также не менее 30 минут и не более двух часов.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем (п. 24 Положения о режиме). Поэтому рекомендуем данные положения указывать в локальных нормативных актах организации.

Кроме перерывов в течение рабочего дня, водителям предоставляется ежедневный междусменный отдых, продолжительность которого вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность такого отдыха должна быть не менее 12 часов (п. 25 Положения о режиме).

Также работникам предоставляется еженедельный непрерывный отдых, который должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов (п. 26 Положения о режиме). Если водителям установлен суммированный учет рабочего времени, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (п. 27 Положения о режиме).

Привлечение водителя к работе в выходной день (являющийся таким по графику работы (сменности), установленному для работника) производится в случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ, с письменного согласия работника и на основании письменного распоряжения работодателя. В остальных случаях — с письменного согласия работника по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников (п. 29 Положения о режиме).

В случаях, предусмотренных ст. 112 ТК РФ, допускается работа водителей в нерабочие праздничные дни. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска водителей составляет 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ). Кроме того, ст. 116 ТК РФ предусмотрены ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеющим особый характер работы, и некоторым другим категориям. Для определения продолжительности дополнительного отпуска необходимо руководствоваться Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред. от 29.05.1991). Так, установлено, что дополнительный отпуск водителя:

  • автомобиля станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи и отделения выездной экстренной и консультативной медицинской помощи областных, краевых и республиканских больниц составляет 6 рабочих дней (п. 91 разд. XL);
  • автомобиля, в том числе и специального (кроме пожарного), грузоподъемностью от 1,5 до 3 т — 6 рабочих дней, а от 3 т и выше — 12 рабочих дней (п. 200 разд. XXXIII);
  • автомобиля пожарного грузоподъемностью от 1,5 до 5 т — 6 рабочих дней, а от 5 т и выше — 12 рабочих дней (п. 200 разд. XXXIII).

В указанном Списке отпуск установлен в рабочих днях, поэтому при его оформлении и оплате следует руководствоваться положением ч. 5 ст. 139 ТК РФ.

М.О.Строкина

Эксперт журнала

«Отдел кадров

бюджетного учреждения»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector