Стороны, органы, система и формы социального партнерства, представители работников и работодателей

Комментарий к статье 23 ТК РФ

Комментируемая статья закрепляет понятие социального партнерства в сфере труда и называет его стороны и цели.

По мнению В.Т.Батычко, социальное партнерство — сложное общественное явление, понимание которого в разных аспектах (общественно-политическом, экономическом, правовом и др.) приводит к формулированию его различных понятий. Из многообразия отношений по социальному партнерству ТК РФ выделяет отношения в сфере труда и формулирует легальное отделение понятия «социальное партнерство».

________________
В.Т.Батычко. Трудовое право в вопросах и ответах. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007. http://www.aup.ru/books/m239/12.htm.

Сторонами социального партнерства являются:
— работники (представители работников);
— работодатели (представители работодателей);
— органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Более подробно о сторонах социального партнерства см. комментарий к ст. 25 ТК РФ.

Целью социального партнерства является обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Отметим, что понятие социального партнерства в ТК РФ раскрывается дважды, причем с разных позиций. Как отмечает Е.В.Воскресенская, в юридической литературе получила свое отражение позиция, согласно которой социальное партнерство представляет собой институт трудового права или даже совокупность институтов. Как известно, институты права представляют собой относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности общественных отношений. Исходя из определения, данного социальному партнерству в ст. 23 ТК РФ, социальное партнерство как институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по обеспечению согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. С другой стороны, в статья 2 ТК РФ в качестве основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений называет социальное партнерство. Принцип социального партнерства охватывает весь механизм правового регулирования трудовых отношений. Таким образом, сам законодатель, обозначил в ст. 2 ТК РФ социальное партнерство как принцип, а в ст. 23 ТК РФ — как систему взаимоотношений между определенными субъектами.

________________
Воскресенская Е.В. Правовые проблемы социального партнерства в сфере труда. // Успехи современного естествознания. — 2008. — N 6 — С.131-133. http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7783084.

Следует обратить внимание, что в настоящее время вопросы социального партнерства в сфере труда становятся особо актуальными. Так, полномочные представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства РФ в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений заключили «Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014-2016 годы», которое устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне в 2014-2016 годах и совместные действия сторон данного соглашения по их реализации

В данном Генеральном соглашении, в частности, отмечается, что стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные соглашением обязательства и договоренности. Кроме того, определяя в качестве стратегического направления развития социального партнерства в Российской Федерации реализацию принципа равноправия сторон и распределение между основными субъектами экономики социальной ответственности за благосостояние населения страны, стороны соглашения признали необходимым обеспечить максимальное использование возможностей социального партнерства в сфере труда при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития, по вопросам регулирования трудовых отношений, а также гарантируют в системе коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений безусловное выполнение обязательств указанного Генерального соглашения.

Условия становления отношений социального партнерства.

В
поступательном развитии общества
рыночной экономики объективно возникает,
необходимость перехода от диктатуры
собственника к социально — партнерским
отношениям между предпринимателем и
работником, формируются условия для
возможности реализации этих перемен. 

Основные
объективные факторы, обусловившие на
определенном этапе развития человеческого
общества необходимость формирования
социально — партнерских отношений и,
соответственно, сформировавшие условия
этого процесса заключались в следующем. 

Во-первых,
— технике — технологические факторы.
Возрастающая сложность и интеллектуализация
общественного труда обеспечили
возрастание роли человеческого фактора
производства, превращение наемного
работника из простого исполнителя воли
организаторов в образованного, активного
субъекта производства, принимающего
участие и в управлении производством.
В осознанном активном участии работника
в общественном производстве становится
заинтересованным и работодатель, что,
в свою очередь, заставляет его считаться
с интересами, мнением и позиций
работников. 

Таким
образом, возрастание роли квалифицированного
труда как основного фактора производства
становится в современных условиях как
бы основой для известного сближения
экономических интересов работодателей
и наемных работников. Противоречия
между работодателями и наемными
работниками, при этом, конечно, не
исчезают, но они могут уже решаться на
основе компромисса. 

Во-вторых,
— социально-экономические факторы.
Превращение части работников в акционеров,
в известной мере изменяющее их отношение
к собственности, судьбе производства
и предприятий; значительное повышение
благосостояния основной массы граждан.
Возросший экономический потенциал
промышленно развитых стран позволил
существенным образом изменить социальную
структуру общества. Это общество, где
не менее 2/3 его членов составляет так
называемые средние слои; куда входят
большая часть предпринимателей
(представителей малого и среднего
бизнеса), менеджеры различных уровней,
инженерно-технические работники, люди
свободных профессий и квалифицированные
рабочие. 

В
третьих, — общественно-политические
факторы. Рост политической культуры
масс, повышение роли и значение
общественных организаций и объединений,
представляющих и защищающих коренные
интересы трудящихся; превращение
профессиональных союзов во влиятельную
общественную силу; формирование
организаций и объединений, представляющих
интересы собственников, предпринимателей;
формирование сильной социальной политики
в обществе, становление демократического,
социального, правового государства. 

В-четвертых,
одним из необходимых условий социального
партнерства является сформировавшееся
гражданское общество в передовых странах
Запада. Для него характерны различные
добровольные ассоциации, объединяющие
граждан и выражающие их профессиональные
и гражданские интересы: профсоюзы
трудящихся, объединения предпринимателей,
союзы потребителей, творческих работников,
различные женские, молодежные, религиозные
и другие Организации. 

Профсоюзы
как институт гражданского общества с
момента своего образования были орудием
гражданской эмансипации наемных
работников, средством обретения ими
гражданских прав. Защищая рабочего
экономически, ограничивая произвол
хозяина, профсоюзы способствовали
становлению рабочих как граждан, как
социальных субъектов. Отстаивая свое
право на существование и свободное
функционирование, профсоюзы одновременно
защищали этим гражданско-политическое
право наемных работников на организацию,
на Объединение для защиты своих
интересов. 

Основным
элементом гражданского общества является
правовое Государство. Основная идея
правового государства — подчинение
Публичных властей и всех граждан нормам
права. Правовое государство провозгласило,
что все равны перед законом, что гражданин
свободен в выборе формы экономической
деятельности, профессии, что право на
собственность гарантируется государством.
С правовой точки зрения социальное
партнерство — это согласование действий
его сторон на базе определенной
законодательной платформы, отражающей
существо правового государства. 

В-пятых,
— нравственно — психологические
факторы: гуманизация общественных и, в
первую очередь — социально — трудовых
отношений, общественное признание права
каждого гражданина на достойные условия
и оплату своего труда, достойную жизнь;
осознание различными социальными
группами общества необходимости поиска
и достижения социального мира и согласия
на основе взаимных договоров и соглашений. 

Еще по теме Статья 35.1. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда

  1. Статья 35.1. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда
  2. Статья 35.1. Участие органов социального партнер-ства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда
  3. Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда
  4. Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда
  5. Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда
  6. Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА
  7. Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
  8. Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА
  9. 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
  10. Статья 351.1. Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних
  11. Статья 351.1. Ограничения на занятие трудовой дея-тельностью в сфере образования, воспитания, развития несо-вершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, ме-дицинского обеспечения, социальной защиты и социального об-служивания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних
  12. 8. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, НАЗНАЧЕНИЕ ЛИБО ИЗБРАНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ИЛИ УЧАСТИЕ В ЭТИХ ПРОЦЕДУРАХ
  13. 8.2. Государственная политика в области формирования и использования информационных ресурсов
  14. 1.3. Государственная политика в области формирования информационного общества
  15. 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
  16. Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
    ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
    СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО
    САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
  17. Статья 53. Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов
  18. Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
  19. Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
  20. Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector