Порядок временного ввоза автомобилей в условиях нового Таможенного кодекса ЕАЭС

С 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).

Нововведения Кодекса затронули порядок временного ввоза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования.

Как и прежде иностранные физические лица вправе временно ввозить на территорию ЕАЭС для личного пользования транспортные средства, зарегистрированные в зарубежных странах, на срок не более одного года с освобождением от уплаты таможенных платежей.

Если такие транспортные средства не вывезены с территории ЕАЭС вовремя либо переданы иным лицам без разрешения таможенного органа, то наступает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Часто сумма таких платежей внушительна (зависит от объема двигателя) и может превышать стоимость временно ввезенного транспортного средства. Если будет нарушен срок уплаты таможенных платежей, то будет начисляться пеня.

Если иностранный гражданин нарушил срок временного ввоза транспортного средства в силу каких-либо обстоятельств, новый Кодекс предусматривает возможность прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при одновременном соблюдении следующих условий:

— таможенное декларирование транспортного средства с целью вывоза с таможенной территории ЕАЭС осуществлено не позднее 6 месяцев со дня истечения срока временного ввоза;

— в отношении такого транспортного средства не наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов в случае передачи его иным лицам в нарушение требований статьи 264 ТК ЕАЭС.

Еще одно новшество Таможенного кодекса ЕАЭС касается передачи временно ввезенных транспортных средств для личного пользования другим лицам. Допускается передача таких транспортных средств без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования:

— во владение иному лицу для проведения технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта, модернизации) или для хранения;

— родителям, детям, супругу или супруге;

— иным иностранным физическим лицам (тем, кто постоянно проживает за пределами государств-членов ЕАЭС).

Передача декларантом временно ввезенного транспортного средства для личного пользования в таких случаях не освобождает его от обязанности соблюдать требования, установленные ТК ЕАЭС, а также не приостанавливает и не продлевает срок временного ввоза транспортного средства.

При передаче декларантом временно ввезенного транспортного средства для личного пользования иным лицам в нарушение требований статьи 264 ТК ЕАЭС, такие лица несут с декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Если декларанту уже выставлено требование об уплате таможенных платежей и срок оплаты истек, после подтверждения факта неуплаты таможенные органы Российской Федерации могут не разрешить въезд в Россию иностранному гражданину.

Стоит помнить: если транспортное средство вывозится после истечения максимального срока временного ввоза, возникает не только обязанность по уплате таможенных платежей, но и применяется статья 16.18 КоАП РФ. При этом санкции данной статьи предусматривают штраф и возможность конфискации автомобиля.

Так за 2017 год Брянской таможней возбуждено 58 дел об административных правонарушениях, связанных с невывозом автомобилей иностранных граждан в установленный таможенным органом срок и незаконными операциями с временно ввезенными автомобилями, в т.ч. передача автомобиля иному физическому лицу (ч.1 ст. 16.18, ч.1 и 2 ст. 16.24 КоАП РФ). За этот период 25 автомобилей по решению суда конфискованы в доход государства.

Структура кодекса

Данный документ состоит из девяти разделов, шестидесяти одной главы, 465-ти статей. По сравнению с таможенным кодексом ЕврАзЭС здесь нет деления на части – общую и специальную. Для сравнения: в новом кодексе стало больше разделов (на один), глав (на 11) и статей (на 93).

Если рассматривать кодекс с точки зрения регулируемых взаимоотношений, то все статьи можно объединить в следующие информационные блоки.

  1. Лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. К ним относятся: представители, перевозчики, операторы, владельцы складов и магазинов беспошлинной торговли и т.д.
  2. Органы. Это совокупность юрлиц, которые обязаны обеспечивать на территории стран-членов ЕАЭС соблюдение таможенного законодательства, а так же создавать благоприятные условия для перемещения грузов через границу и по территории союза (ст. 351). Кодекс регламентирует порядок взаимодействия органов, использования информационных технологий, проведения экспертизы, управления рисками, задержания товаров и документов.
  3. Платежи. Кодекс определяет пять видов платежей, которые необходимо вносить при перевозе грузов через границу союза (статья 46 ТК ЕАЭС). Это: акцизы, сборы, налог на добавленную стоимость, ввозные и вывозные пошлины.
  4. Товары. Этой теме в кодексе посвящены статьи трёх глав – , и . В них регламентируются: товарная номенклатура ЕАЭС, процесс определения страны происхождения и таможенная стоимость. Кроме того, кодекс регулирует перемещение специфических видов товаров. К ним относятся: средства передвижения, почтовые отправления, вещи для личного пользования, а так же всё, что перемещается по трубопроводам и линиям электропередач.
  5. Процедуры. Под этим термином подразумевается совокупность норм, обеспечивающих процесс регулирования нахождения товаров на территориях стран-членов ЕАЭС. Товары помещаются под таможенную процедуру с момента их декларирования или выпуска на территорию союза (128). Существуют процедуры экспорты и импорта, реэкспорта и реимпорта, транзита, размещения, выпуска, торговли, уничтожения.
  6. Операции. Это действия, которые должны совершать уполномоченные лица для осуществления регулирования в соответствии с законодательством ЕАЭС (ст. 2). Данной теме посвящён третий раздел документа. В нём содержатся нормы, определяющие порядок совершения операций и действий в связи с изменением таможенного статуса товаров.
  7. Контроль. Под ним понимается совокупность действий, направленных на обеспечение соблюдения действующих на территории союза таможенных нормативных актов (ст. 2). Данный кодекс определяет объекты, формы и меры контроля.

По совокупности затрагиваемых тем ТК ЕАЭС 2019 года не содержит существенных отличий по сравнению с кодексом 2011 года. Однако некоторые изменения всё же произошли.

Комментарий к СТ 121 ТК ТС

Статья 121 ТК ТС. Проверка системы учета товаров и отчетности

Комментарий к статье 121 ТК ТС:

Суть этой формы таможенного контроля состоит в том, что лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.

Непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, а также представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влекут за собой административную ответственность, предусмотренную ст. 16.15 КоАП РФ.

Проверка системы учета товаров и отчетности как форма таможенного контроля проводится в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, а также в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры:

— переработки на таможенной территории;

— переработки вне таможенной территории;

— переработки для внутреннего потребления;

— временного ввоза (допуска);

— свободной таможенной зоны;

— свободного склада;

— выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами.

В соответствии со ст. 177 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» проверка системы учета товаров осуществляется путем сверки сведений, содержащихся в представляемой таможенным органам отчетности, со сведениями, имеющимися в распоряжении таможенного органа, а также путем сопоставления этих сведений с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета и отчетности и содержащимися в первичных документах, представленных таможенному органу по мотивированному запросу.

Порядок представления и формы отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, утверждены Приказом ФТС России от 28 декабря 2010 года N 2636 .

Комментарий к Ст. 264 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС

Комментируемая статья открывает новую главу 36 «Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления» и закрепляет положения о содержании этой процедуры.

Комментируемая статья дает определение понятию «переработка для внутреннего потребления». Так, согласно комментируемой статье переработка для внутреннего потребления — это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

Таким образом, таможенная процедура переработки для внутреннего потребления обладает следующими характерными чертами:

— использование иностранных товаров для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки;

— данное использование без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

— последующее помещение продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

Данный таможенный режим представляет собой процедуру, при которой товары иностранного производства используются для совершения операций по переработке на территории ТС в четко обозначенные сроки без взимания ввозных таможенных пошлин.

Данный таможенный режим осуществляется с применением запретов и ограничений, в том числе ограничений в связи с применением специальных антидемпинговых и компенсационных защитных мер с условием обязательного последующего помещения переработанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с взиманием ввозных таможенных пошлин по ставкам, которые применяются к переработанным продуктам. При последующем выпуске переработанных продуктов для свободного обращения взимаются таможенные пошлины по ставкам, применимым к продуктам переработки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector