Статья 77 ТК РФ. Общие основания прекращения трудового договора
Содержание:
- Какова процедура изменения условий трудового договора в порядке ст. 74 ТК РФ
- Что, согласно ст. 74 ТК, подразумевается под изменением организационных или технологических условий труда
- Ст 74 ТК РФ с комментариями
- Что делать, если работник не согласен работать в новых условиях
- Комментарий к Ст. 74 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС
Какова процедура изменения условий трудового договора в порядке ст. 74 ТК РФ
Общая схема выглядит так:
- Подготовка изменений в ТД.
Издается соответствующий организационно-распорядительный документ (приказ, распоряжение) с указанием всех обстоятельств и причин, инициировавших изменения.
- Информирование о грядущих изменениях той части коллектива, которую они затрагивают.
Информируют письменно, порядок избирает работодатель. На практике для этого либо знакомят работников с приказом под роспись, либо направляют соответствующие уведомления. В них обязательно указывают характер изменений и их причины. Факт направления уведомления должен быть зафиксирован. Срок оповещения – не менее двухмесячного до введения изменений.
Все последующие действия администрации зависят уже от воли сотрудника.
Что, согласно ст. 74 ТК, подразумевается под изменением организационных или технологических условий труда
В ст. 74 ТК РФ среди причин названы изменения в технике и технологии производства, а также его структурная реорганизация. К таковым можно отнести:
- новации в управленческой структуре;
- перераспределение нагрузки между подразделениями или должностями;
- освоение передовых технологий, оборудования;
- иные усовершенствования.
В целом перечень причин открыт и определяется спецификой бизнеса и особенностями каждой конкретной ситуации. Но в соответствии с комментариями к 74 статье Трудового кодекса от Пленума ВС РФ в случае спора строго на работодателе лежит обязанность подтвердить организационно-технологический характер изменений и доказать, что именно из-за них оказалось невозможным сохранить все прежние договоренности с работниками (п. 21 постановления от 17.03.2004 № 2).
ВАЖНО! В основу изменений ТД нельзя положить такие обстоятельства – снижение продаж и ухудшение финансового положения фирмы. Организационно-технологическими изменениями суды их не признают
Ст 74 ТК РФ с комментариями
В данной статье прописаны все варианты действий работодателя и работника при изменении организационных или технологических условий труда.
Предлагаем вашему вниманию полный текст статьи:
Статья 74. Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда
В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с настоящего Кодекса.
В случае, когда причины, указанные в , могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.
Если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, то трудовой договор расторгается в соответствии с настоящего Кодекса. При этом работнику предоставляются соответствующие гарантии и компенсации.
Отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены, производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.
Работодателю важно понимать, что скоропалительные решения или ошибки в оформлении документов при пересмотре условий трудового договора могут привести к нарушению прав сотрудника и, соответственно, к судебному иску. Например, работодателю следует предложить сотруднику несколько вариантов рабочих мест, если его собственное в связи с предстоящими изменениями должно быть упразднено
Новая работа должна соответствовать уровню квалификации и состоянию здоровья сотрудника. При отсутствии подходящего рабочего места нужно предложить нижестоящую должность, либо в другом подразделении, но в той же местности
Например, работодателю следует предложить сотруднику несколько вариантов рабочих мест, если его собственное в связи с предстоящими изменениями должно быть упразднено. Новая работа должна соответствовать уровню квалификации и состоянию здоровья сотрудника. При отсутствии подходящего рабочего места нужно предложить нижестоящую должность, либо в другом подразделении, но в той же местности.
В крайнем случае, работодатель может предложить работу в подразделении, расположенном в другой местности. Только когда ни один из этих вариантов не подходит работнику, работодатель вправе прекратить с ним трудовой договор (). Если не соблюсти этот порядок, то это может стать основанием для обращения в суд.
- Как ознакомить нового сотрудника с условиями труда на его рабочем месте
Что делать, если работник не согласен работать в новых условиях
Для начала попробовать трудоустроить его у себя на аналогичной должности (предлагать вакансии следует в письменной форме). Если равнозначных нет, предлагаются также нижестоящие и нижеоплачиваемые. Возможно, даже с переездом (если обязанность предлагать вакансии из других местностей закреплена в коллективном или трудовом договоре).
Если договоренность по другой должности/работе достигнута, оформляется ДС и приказ о переводе. Отметка о нем вносится в личную карточку.
Если подходящих вакансий нет или работник отказывается от предлагаемой работы, по истечении отведенных на информирование 2 месяцев ТД расторгается по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с выплатой выходного пособия – 2-недельной средней зарплаты. Разумеется, и все остальные «увольнительные» выплаты производятся в общем порядке.
Комментарий к Ст. 74 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС
1. Часть 1 комментируемой статьи содержит закрытый перечень видов льгот по уплате таможенных платежей, т.е. ни национальным законодательством, ни законодательством Таможенного союза не могут быть закреплены иные виды льгот.
Льгота — это предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных общих правил, обязанностей и т.п. .
——————————— Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Юринформцентр. С. 231.
В соответствии со ст. 34 Закона от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» под тарифной льготой в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины. При этом в комментируемой статье законодатель отождествляет термин «тарифная льгота» с термином «льгота по уплате таможенных пошлин».
В соответствии со ст. 36 Закона от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Законодатель выделил также льготы по уплате налогов, которые выражаются в уменьшении ставки налога на добавленную стоимость либо освобождении от его уплаты, а также освобождение от уплаты таможенных сборов. Правильность применения льгот часто становится предметом судебного разбирательства.
Так, например, в деле N А73-1358/2013 арбитражный суд удовлетворил заявление истца о признании незаконными решения Хабаровской таможни и об отмене в порядке ведомственного контроля решения Приамурского таможенного поста таможни в подтверждение заявленной декларантом налоговой ставки 10% в отношении товара, а также обязании вернуть необоснованно взысканные денежные средства.
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет, каким законодательством устанавливаются те или иные льготы. Так, тарифные преференции могут быть определены только на уровне законодательства Таможенного союза либо международными договорами. 12.12.2008 был подписан Протокол о единой системе тарифных преференций Таможенного союза. Евразийской экономической комиссии предоставлены полномочия по утверждению стран происхождения товаров, а также перечня отдельных товаров, в отношении которых предоставляются тарифные преференции.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи предоставления тарифных льгот отнесены исключительно к ведению Таможенного союза без оговорки на применение их при ввозе или вывозе товаров, как правило, они устанавливаются решениями Евразийской экономической комиссии. В то же время ч. 1 ст. 34 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» закрепляет, что в отношении ввоза товаров применяются акты Таможенного союза при установлении льгот, а в отношении вывоза товаров нормативное регулирование осуществляется актами Российской Федерации, например, ст. 35 этого же Закона. При этом возникает вопрос о правомерности действия ст. 35 Закона от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе», который содержит перечень товаров, при вывозе которых лица освобождаются от уплаты вывозных таможенных пошлин, а также закрепления полномочий Правительства РФ о предоставлении льгот в виде освобождении от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины.
Все, что касается льгот по уплате налогов и таможенных сборов, отнесено к ведению органов государственной власти каждого государства и определяется в национальном законодательстве. В России льготы по уплате НДС и акцизов определены в Налоговом кодексе РФ.