Статья 213 Трудовой кодекс России
Другой комментарий к статье 213 ТК РФ
§ 1. Статья 213 ТК довольно подробно (в отличие от соответствующей ст. КЗоТа) предусмотрела, как проходят работники медицинские осмотры, какие из них необходимо пройти предварительно при приеме на работу, а какие — периодически в течение трудовой деятельности работников. Так, обязательный предварительный медицинский осмотр проходят все несовершеннолетние и лица до 21 года, работники, принимаемые на тяжелые работы и на работы с вредными и (или) опасными условиями труда, на работы, связанные сдвижением транспорта, для определения пригодности работников для выполнения этих работ и предупреждения профессиональных заболеваний. Эти работники далее, также за счет средств работодателя, проходят периодические, а в возрасте до 21 года — ежегодные медицинские осмотры. По медицинским рекомендациям они проходят внеочередные медицинские обследования.
§ 2. В целях охраны здоровья населения, предупреждения и распространения заболеваний предварительные и периодические медицинские осмотры за счет работодателя проходят работники организаций общественного питания, пищевой промышленности и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.
§ 3. Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, на которых работники подлежат периодическим и предварительным медицинским осмотрам, как и порядок проведения этих осмотров, определяются и утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.
27 октября 2003 г. принято Постановление Правительства РФ N 646 «О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)». Во исполнение данного Постановления издан Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16 августа 2004 г. N 83 «Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)».
Органы местного самоуправления в случае необходимости имеют право своим решением вводить дополнительные условия и показания к проведению медицинских обследований работников отдельных организаций (например, для установления очагов вспыхнувшей эпидемии или массовых отравлений).
Сведения о прохождении работниками медицинских осмотров заносятся в медицинскую книжку работника (см. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 г. N 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте»).
§ 4. Обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, проходят работники отдельных видов деятельности, где требуется здоровая, крепкая психика, в том числе связанной с источниками повышенной опасности, например на взрывных работах (см. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695 (в редакции от 1 января 2005 г.) «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности» (СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3796)). Наряду с ним действует Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 (в редакции от 23 сентября 2002 г.) «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» вместе с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности (САПП РФ. 1993. N 18. Ст. 1602).
§ 5. Орган Госсанэпиднадзора каждого района (станция) совместно с администрацией и профсоюзным органом ежегодно определяют на каждом промышленном предприятии района контингенты работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам.
На основании решения санэпидстанции района администрация составляет список работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру, и утверждает его приказом с указанием сроков осмотра.
Отказ работника пройти периодический медицинский осмотр является нарушением трудовой дисциплины. Такого работника органы санэпиднадзора могут отстранить от работы, а при повторном отказе администрация может его уволить (см. п. 5 ст. 81 ТК и комментарий к ней).
Комментарий к Ст. 213 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС
1. Комментируемая статья посвящена условиям помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.
Часть первая комментируемой статьи закрепляет закрытый перечень условий, выполнение которых необходимо при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта. Так, согласно части первой комментируемой статьи товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при соблюдении следующих условий:
— уплата вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;
— соблюдение запретов и ограничений;
— представление сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией Таможенного союза (с 02.02.2012 — Евразийской экономической комиссией) в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.
Отметим, что для помещения товаров под таможенную процедуру экспорта необходимо соблюдение всех указанных в комментируемой статье условий в совокупности. Следовательно, при отсутствии хотя бы одного из них помещение товаров под таможенную процедуру экспорта не производится.
Так, например, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 05.09.2011 по делу N А52-4093/2010 было отказано в удовлетворении требования о признании незаконными действий таможни по запрету вывоза с таможенной территории Таможенного союза товара (лом свинца) и его возврату в адрес экспортера. Согласно обстоятельствам дела таможня запретила вывоз товаров, относящихся к опасным отходам, на территорию третьего государства в связи с непредставлением лицензии уполномоченного органа, разрешающей перемещение товара. Суд отказал в удовлетворении требования, поскольку перемещение товаров, для вывоза которых за пределы Таможенного союза требуется представление разрешительных документов, без таких документов не осуществляется.
2. В свою очередь, часть вторая комментируемой статьи устанавливает последствия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта и фактического вывоза их с таможенной территории Таможенного союза. Так, согласно части второй комментируемой статьи товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта и фактически вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, утрачивают статус товаров Таможенного союза. Следовательно, товары теряют способность свободно обращаться на таможенной территории Таможенного союза.