Процедура проверки организации государственным инспектором труда
Содержание:
Функции Федеральной инспекции труда
Роструд проводит надзорные мероприятия согласно 57 статье Трудового кодекса в отношении юрлиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших трудовые договора с работниками, а также с физическими лицами.
Предметом надзорных мероприятий является соблюдение работодателями ТК РФ и в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Общие требования к проведению проверок указаны в Федеральном Законе РФ № 294-ФЗ.
Главный государственный инспектор труда Российской Федерации
Руководитель ГИТ является главным государственным инспектором в каждом субъекте РФ, а его заместители – соответственно заместителями ГГИ. Эти должности относятся к категории государственных служащих в ранге советников. Информацию о действующем главном госинспекторе труда можно найти на сайте ГИТ .
Обязанности и права инспекторов ГИТ
Государственный инспектор труда имеет право проводить следующие мероприятия:
- запрашивать документы и иную необходимую информацию для ;
- возглавлять расследование при наступлении тяжелых, групповых и ;
- во время выездной проверки ходатайствовать о приостановлении деятельности предприятия в случае грубого нарушения норм трудового права, которые грозят жизни и здоровью работников;
- направлять в суд материалы проверок и ходатайствовать о наложении административных или уголовных санкций на работодателей-нарушителей норм трудового права;
- выдавать работодателю предписания и требовать их исполнения;
- запрещать проведение работ, не отвечающих .
Инспекторы ГИТ относятся к гражданским госслужащим и обязаны отчитываться о своих доходах и доходах членов семьи. Они не должны допускать возникновения конфликта интересов в своей деятельности.
На какие действия не имеет права государственный инспектор
Проверяющий при проведении проверки не имеет право забирать у организации оригиналы документов. По его требованию достаточно предоставить простые заверенные (не нотариально) копии вместе с оригиналами. После приема копий оригиналы работодатель должен оставить себе.
К грубым нарушениям при проведении проверок ГИТ, результаты которых признаются судами недействительными, относятся:
- Проверка без распоряжения главного государственного инспектора труда (руководителя инспекции труда).
- Запрос информации и взыскание документов, не относящихся к предмету проверки.
- Превышение установленных сроков проведения проверок.
- Непредоставление работодателю . Но если для принятия решения необходимо дождаться решения экспертизы, то акт может быть вручен позже.
Решения инспекторов могут быть обжалованы работодателем в следующем порядке:
1.
руководителю надзорного органа,
2.
в вышестоящую инспекцию субъекта РФ
Следующий комментарий к статье 357 ТК РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 357 ТК, вы можете получить консультацию юриста.
1. Для обеспечения исполнения инспекторами труда своих функций Конвенция N 81 МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 14 июля 1947 г.) предусматривает их права: беспрепятственно проходить без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции; входить в дневное время во все здания, которые они имеют достаточные основания считать подпадающими под контроль инспекции; осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательство эффективно соблюдается, в частности наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы предпринимателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к применению законодательных положений, требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, в целях проверки их соответствия законодательным положениям и снятия с них копии или выписки отдельных мест.
2. Комментируемая статья устанавливает общий свод прав государственных инспекторов труда вне зависимости от специфики осуществляемой ими надзорной деятельности. В то же время следует иметь в виду, что в системе федеральной инспекции труда деятельность по проведению надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде осуществляют государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда. Государственные правовые инспекторы труда осуществляют надзор за соблюдением трудовых прав и свобод граждан, применением законодательства о труде и являются специалистами в области права. Государственные инспекторы по охране труда ведут надзор за соблюдением прав и свобод граждан, применением законодательства о труде в части обеспечения права на безопасные условия труда и имеют необходимые познания в технических вопросах.
3. Предписания, предъявленные государственным инспектором труда в адрес работодателя или его представителя об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе и не связанных с нарушением прав конкретного работника, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении лиц, виновных в выявленных нарушениях, к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности, обязательны для исполнения. Об обжаловании предписаний государственных инспекторов труда см. ст. 361 ТК и комментарий к ней.
Ответственность за неисполнение в установленный срок предписания государственного инспектора труда об устранении нарушений законодательства предусмотрена ст. 19.5 КоАП. Соответствующие дела об административных правонарушениях рассматриваются судами.
4. О расследовании и учете несчастных случаев на производстве см. ст. ст. 227 — 231 ТК и комментарий к ним.
5. Рассматривать дела об административных правонарушениях и привлекать виновных лиц к административной ответственности вправе должностные лица, поименованные в ст. 23.12 КоАП.
Данные лица вправе составлять по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых ими, протоколы об административных правонарушениях. Кроме того, должностные лица Федеральной службы по труду и занятости имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7 КоАП (ст. 28.3 КоАП). Перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 апреля 2006 г. N 60.
6. Федеральная инспекция труда не осуществляет надзорную деятельность по вопросам, которые приняты к рассмотрению судом или по которым уже имеется решение суда, вне зависимости от вступления его в законную силу. В то же время принятие вопроса к рассмотрению КТС или возбуждение по нему коллективного трудового спора не препятствует проведению проверки соблюдения законодательства о труде, трудовых прав и свобод граждан. Однако в данном случае предписание выдается при наличии очевидного (т.е. не вызывающего сомнений) нарушения. Выданное в данном случае предписание об устранении нарушений законодательства о труде, иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, также подлежит обязательному исполнению и может быть обжаловано работодателем или его представителем в особом порядке: исключительно в суд в течение 10 дней с момента получения предписания. Обжалование данного предписания в порядке подчиненности не допускается.
Права и обязанности инспектора
Права, которыми обладает ГИТ, прямо перечислены в законодательстве РФ, а именно в ст. 357 Трудового Кодекса РФ. Анализируя положения указанной статьи, можно провести деление прав ГИТ на две большие группы.
Первая группа прав
ГИТ имеет определенные полномочия.
Относится к реализации им функций по выявлению нарушений законодательства в сфере труда, совершенных работодателями или их уполномоченными представителями, а также иных взаимосвязанных НПА. Такие права включают в себя:
- Право в любое время осуществить беспрепятственное посещение работодателя (в том числе физического лица) или какой-либо инспектируемой организации;
- Право запрашивать и получать от работодателей, органов МСУ или исполнительной власти, проверяемых организаций всю необходимую информацию или документацию, которую инспектор считает необходимой для того, чтобы всеобъемлюще осуществлять свои контрольные и надзорные функции;
- Право на получение образца или изъятие каких-либо веществ и материалов, при реализации данного права ГИТ обязан составить акт, подтверждающий изъятие конкретной вещи.
Вторая группа прав
Имеет право запрашивать необходимые документы.
Предоставляет ГИТ возможности для пресечения совершения каких-либо нарушений в сфере труда, такие права можно назвать определенными властными полномочиями, которыми наделен ГИТ.
Сюда включаются:
- право выносить предписания в адрес работодателей, содержащие в себе требование устранить нарушения, допущенные в отношении трудового законодательства. Стоит отметить, что такие предписания носят не рекомендательный, а обязывающий характер;
- право обращаться в суд с требованием о ликвидации организации-работодателя в виду обнаружения факта несоблюдения требований, предъявляемых к , а также на основании соответствующей государственной экспертизы;
- право отстранять работников от выполнения трудовых функций в случае непрохождения последними обязательного обучения, стажировки, аттестации и прочего;
- право составления протоколов и рассмотрения административных дел в пределах, установленных для ГИТ законодательством РФ и другие.
Обязанности, возложенные на ГИТ, перечислены в статье 358 ТК РФ, в них входит обязанность соблюдения законодательства в сфере труда и сопутствующих ему НПА, а также обязанность не разглашать охраняемую законом тайну (коммерческую, государственную и др.) и конфиденциальность источника поступления жалобы, не сообщать работодателю о сделавшем обращение заявителе.