1. Статья 111 тк решает вопросы
Содержание:
Другой комментарий к статье 10 ТК РФ
1. В комментируемой статье применительно к трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права, воспроизведено положение ч.4 ст.15 Конституции РФ.
В соответствии с п.1 постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 года N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации объединенных наций и ее специализированных учреждений.
Так, общепризнанные принципы и нормы международного трудового права содержатся в актах ООН, Совета Европы, МОТ, например, в Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (1998 год).
В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
В абз.3 п.2 постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 года N 5 обращается внимание на то, что международные договоры могут называться по-разному — конвенции, пакты, соглашения. В сфере труда наибольшим значением обладают конвенции и рекомендации МОТ
Из почти 190 принятых МОТ конвенций Россия ратифицировала только треть. Однако эти ратифицированные конвенции играют существенную роль при регулировании трудовых отношений
В сфере труда наибольшим значением обладают конвенции и рекомендации МОТ. Из почти 190 принятых МОТ конвенций Россия ратифицировала только треть. Однако эти ратифицированные конвенции играют существенную роль при регулировании трудовых отношений.
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает приоритет норм международного права над национальным законодательством.
Данная норма, прежде всего, обращена к судьям, которые при вынесении решений должны сопоставлять положения национального законодательства с нормами международного права (см. абз.2 п.9 постановления Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ).
Следует также отметить, что КС РФ, решая вопрос о соответствии отдельных положений трудового законодательства Конституции РФ, нередко обосновывает свое решение, в том числе, и обращением к нормам международного трудового права.
Так, признавая положение ч.4 ст.261 ТК РФ не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и других лиц, воспитывающих детей указанного возраста без матери, исключает возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми, КС РФ обосновывает свое решение положениями Конвенции МОТ N 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (принята в г.Женеве 23 июня 1981 года на 67-й сессии Генеральной конференции МОТ), Европейской социальной хартией, Конвенцией о правах ребенка, другими актами, а также постановлением Европейского Суда по правам человека.
К слову, в связи со вступлением в 1996 году в Совет Европы для правовой системы Российской Федерации большое значение приобрела Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, позволившая российским гражданам обращаться в Европейский Суд по правам человека.
Комментарий к статье 112 ТК РФ
В комментируемой статье установлен перечень нерабочих праздничных дней, распространяющийся на всю территорию РФ.
Субъекты РФ могут устанавливать на своей территории другие праздничные нерабочие дни, учитывая национальные и культурные особенности региона. Одним из таких праздников является 7 января — Рождество Христово. Его закрепление в качестве праздничного дня на территории всей страны может быть воспринято некоторыми как ущемление религиозных чувств верующих иных конфессий, поэтому республики, входящие в состав Российской Федерации, могут объявлять нерабочим днем религиозные праздники других конфессий. Это полностью соответствует ст. 28 Конституции РФ, которая гарантирует каждому гражданину свободу вероисповедания.
Помимо общеустановленных нерабочих праздничных дней существуют профессиональные праздники (День металлурга, День учителя, День строителя и др.), которые приурочены к выходным дням по календарю. Если же такие праздники приходятся на рабочие дни, то освобождение от работы на практике осуществляется на основании коллективного договора, приказа (распоряжения) администрации предприятия.
При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. В нерабочие праздничные дни допускаются работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации или работы в силу необходимости обслуживания населения, а также в связи с неотложными ремонтными и погрузочно-разгрузочными работами).
В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительство РФ вправе переносить выходные дни на другие дни.
В тех случаях, когда выходной день переносится на рабочий день, продолжительность работы в этот день должна соответствовать продолжительности рабочего дня, на который перенесен выходной день (см. Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 N 588н ).
——————————— РГ. 2009. 7 окт.
Часть 3 комментируемой статьи соответствует Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. , которым государства — участники Пакта признают право каждого на справедливые благоприятные условия труда. В число этих условий входят отдых, досуг, разумные ограничения рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за работу в праздничные дни (п. «d» ст. 7 Пакта). Вознаграждение за работу в праздничные дни предусмотрено также в Европейской социальной хартии (пересмотренной), принятой в г. Страсбурге 3 мая 1996 г. Согласно Хартии государства, являющиеся членами Совета Европы и подписавшие Хартию, в целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливые условия труда обязуются устанавливать оплачиваемые праздничные дни (п. 2 ст. 2 ч. II Хартии).
——————————— ВВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291.
Часть 4 комментируемой статьи закрепляет норму, которая предусматривает, что нерабочие праздничные дни не должны влиять на заработную плату работника, получающего оклад (должностной оклад). К сожалению, эта норма, являющаяся гарантийной для данной категории работников, не включает подобного рода гарантии для работников, труд которых оплачивается в иных формах. Представляется, что в отношении не получающих оплату в виде оклада работников указанные вопросы должны быть урегулированы коллективным договором либо непосредственным соглашением работника и работодателя.
Часть 5 комментируемой статьи предусматривает право Правительства РФ переносить выходные и нерабочие праздничные дни. Нормативный правовой акт Правительства РФ о переносе выходных дней на другие дни в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее чем за месяц до наступления соответствующего календарного года. Принятие нормативных правовых актов о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года допускается при условии их официального опубликования не позднее чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня.
Комментарий к статье 110 ТК РФ
1. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха исчисляется с момента окончания работы накануне выходного дня и до начала работы (смены) в следующий после выходного день. Она зависит от вида рабочей недели (пятидневная или шестидневная), графика сменности, продолжительности рабочего дня.
2. Минимальная продолжительность еженедельного непрерывного отдыха — 42 часа — должна соблюдаться всеми работодателями при установлении режимов работы и графиков сменности (в т.ч. и на непрерывных производствах).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может быть уменьшена в отдельные недели по сравнению с установленной комментируемой статьей. Однако в среднем за учетный период эта норма должна быть соблюдена. Это правило применяется, в частности, к работникам связи, имеющим особый характер работы. В соответствии с п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы (утв. Приказом Минсвязи России от 08.09.2003 N 112), для работающих посменно, а также для работников, у которых рабочий день разделен на части, продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может быть более 42 часов и может быть сокращена до 24 часов. Но за учетный период (месяц, квартал) продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.
При режиме работы с суммированным учетом рабочего времени выходные дни могут предоставляться работникам согласно графику сменности (работы). При составлении графика также должны соблюдаться нормы продолжительности еженедельного отдыха в среднем за учетный период, т.е. не менее 42 часов. Так, согласно п. 7 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников организаций, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений (утв. Приказом Минфина России от 02.04.2003 N 29н), еженедельный отдых указанным работникам предоставляется согласно графику не менее одного дня в течение календарной недели.
3. Порядок предоставления еженедельного непрерывного отдыха работникам железнодорожного, автомобильного и водного транспорта и некоторых других отраслей может регулироваться положениями о рабочем времени и времени отдыха в этих отраслях. Например, в соответствии с п. п. 22, 23 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта (утв. Приказом Минтранса России от 16.05.2003 N 133) в период навигации при длительной стоянке судов в пунктах погрузки и выгрузки, в пунктах приписки работникам плавсостава по их письменному заявлению могут предоставляться суммированные дни отдыха в любой день недели. При этом продолжительность непрерывного отдыха работников плавсостава не может быть менее 24 часов. В остальных случаях суммированные дни отдыха предоставляются по согласованию с работником. Очередность их предоставления в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (см. также коммент. к ст. 329).
Еженедельный непрерывный отдых водителей автомобилей в соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов (п. п. 26 — 28).