Трудовой кодекс Российской ФедерацииСтатья 215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда
Содержание:
Комментарий к статье 214 ТК РФ
1. Статьи 21 и 214 ТК содержат основные обязанности работника в области охраны труда. Конкретизация этих обязанностей и ознакомление с ними возлагаются на работодателя, который в соответствии со ст. 57 ТК при определении содержания трудового договора в качестве обязательных условий должен установить работнику гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. В качестве дополнительных условий в трудовом договоре могут быть предусмотрены виды и условия дополнительного страхования работника, права и обязанности работодателя и работника применительно к специфике работы последнего.
В соответствии со ст. 68 ТК работодатель обязан ознакомить работника с должностными инструкциями, содержащими в числе других обязанностей требования по охране труда, а также с правилами и инструкциями по охране труда, так как они имеют непосредственное отношение к трудовой деятельности работника.
2. За нарушение обязанностей по охране труда работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, включая увольнение по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК.
В ТК имеется также специальное основание увольнения — за нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подп. «д» п. 6 ст. 81 ТК), которое названо (в числе других) как однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей. Данное нарушение устанавливается комиссией по охране труда или уполномоченными (доверенными) лицами профсоюзов.
3. В соответствии со ст. 76 ТК работодатель обязан отстранить от работы или не допустить к ней работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда или не прошедшего обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр, обязательное психиатрическое освидетельствование. Отстранение от работы должно последовать и при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором.
Время отстранения от работы в таких случаях не включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (см. ст. 121 ТК и комментарий к ней).
Другой комментарий к Ст. 215 Трудового кодекса Российской Федерации
1. В статье закреплен один из основных принципов охраны труда, устанавливающий необходимость соответствия производственных объектов и продукции требованиям, обеспечивающим здоровые и безопасные условия труда. Реализуется данный принцип на стадии предупредительного надзора, при котором запрещается разработка, проектирование, строительство, передача в серийное производство и ввод в эксплуатацию производственных объектов, машин, механизмов, не соответствующих требованиям охраны труда.
Конкретное преломление требований охраны труда находит выражение в системе стандартов безопасности труда (ССБТ), обязательных как при проектировании, строительстве, так и при эксплуатации производственных объектов, в строительных нормах и правилах (СНиП), в государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах, санитарных правилах (СП), гигиенических нормативах (ГН), санитарных правилах и нормах (СПиН), а также в сертификатах соответствия.
2. Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного назначения не может допускаться без разрешения органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический и технический надзор, технической инспекции профсоюзов, а также выборного органа первичной профсоюзной организации. Представители названных органов входят в комиссию по приему и вводу объекта в эксплуатацию.
3. Текущий надзор на соответствие условий труда требованиям охраны труда производится в организациях на основе сертификации работ по охране труда.
Сертификация соответствия работ по охране труда производится на основе Постановления Минтруда России от 24 апреля 2002 г. N 28 (БМТ РФ. 2002. N 10), которым утверждены: Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях, Правила сертификации работ и Положение о знаках соответствия системы сертификации работ по охране труда в организациях.
Организационная структура системы сертификации работ по охране труда (ССОТ) состоит из центрального органа системы сертификации, центральных органов отраслевых подсистем ССОТ, аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров). Специалисты органов сертификации организуют свою работу в организациях с участием экспертов по сертификации, аттестованных на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.
Установлены три категории сертификата соответствия — I, II и III. Сертификат соответствия I категории выдается, если аттестовано не менее 90% рабочих мест, а на остальные рабочие места представлены документы об организационно-технических мероприятиях, проведение которых обеспечивает их аттестацию в течение шести месяцев после выдачи сертификата.
Сертификат соответствия II категории выдается, если аттестовано не менее 75% рабочих мест, а остальные рабочие места будут аттестованы в течение года. Сертификат III категории соответственно выдается, если аттестовано не менее 50% рабочих мест с последующей аттестацией остальных в течение двух лет.
4. О порядке осуществления государственной экспертизы условий труда см. комментарий к ст. 216.1 ТК РФ.
5. В связи с принятием Федерального закона N 232-ФЗ от 18 декабря 2006 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации 2016-2017 и отдельные законодательные акты Российской Федерации» оценка соответствия проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения государственной экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Другой комментарий к статье 216.1 ТК РФ
1. Государственную экспертизу условий труда осуществляет Роструд в порядке, установленном Правительством РФ, непосредственно данные функции исполняют государственные инспекции труда (территориальные органы Роструда).
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании:
— определений судебных органов;
— обращений: органов исполнительной власти; работодателей, объединений работодателей; работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов; органов Фонда социального страхования РФ;
— представлений территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков (в случае проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда) (см. п.3 приказа Минтруда России от 12 августа 2014 года N 549н).
2. Часть 3 комментируемой статьи раскрывает цели государственной экспертизы условий труда.
В качестве первой цели комментируемая статья называет оценку качества проведения специальной оценки условий труда. В ст.24 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ рассмотрены особенности экспертизы качества специальной оценки условий труда
Следует обратить внимание, что законодатель предусмотрел вероятность разногласий по результатам рассматриваемой оценки качества. В связи с чем приказом Минтруда России от 22 сентября 2014 года N 652н утвержден Порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда
Также одной из целей государственной экспертизы условий труда является оценка правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. В числе таких гарантий и компенсаций сокращенная продолжительность рабочего времени (ст.92 ТК РФ), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст.117 ТК РФ), повышенный размер оплаты труда (ст.147 ТК РФ).
Еще одна цель государственной экспертизы условий труда — оценка фактических условий труда работников, что, по сути, является составной частью специальной оценки условий труда, проводимой в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ.
3. Комментируемой статьей предусмотрено, что порядок проведения государственной экспертизы условий труда устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Министерство труда и социальной защиты РФ. Данное министерство уполномочено самостоятельно принимать нормативные правовые акты об утверждении порядка проведения государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации и перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы).
Приказом Минтруда России от 12 августа 2014 года N 549н утвержден Порядок проведения государственной экспертизы условий труда.
Согласно п.17 данного Порядка государственный эксперт (экспертная комиссия) проводит государственную экспертизу условий труда путем последовательной реализации следующих процедур:
— рассмотрение оснований для государственной экспертизы условий труда в целях определения полноты содержащихся в них сведений об объектах государственной экспертизы условий труда и их достаточности для проведения государственной экспертизы условий труда;
— проведение экспертной оценки объекта государственной экспертизы условий труда;
— проведение (при необходимости) исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров);
— оформление результатов государственной экспертизы условий труда.