Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

Порядок разрешения коллективных трудовых споров.

В
коллективном трудовом споре от имени
спорящих сторон выступают их представители.

Представителями
работников
являются
органы профсоюзов и их объединений,
уполномоченные на представительство
в соответствии с их уставами, иные
представительные органы, образованные
на собраниях (конференциях) работников
и уполномоченные ими.

Представители
работодателей

это руководители организаций или другие
полномочные в соответствии с уставом
организации, иными правовыми актами
лица, индивидуальные предприниматели
(лично), полномочные органы объединений
работодателей, иные уполномоченные
работодателями органы.

В
разрешении коллективных трудовых
споров принимают участие государственные
органы по урегулированию коллективных
трудовых споров. В качестве таких
органов выступают федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по оказанию государственных
услуг в сфере урегулирования
коллективных
трудовых споров (в настоящее время –
Федеральная
служба по труду и занятости), и органы
исполнительной власти субъектов РФ,
участвующие
в урегулировании коллективных трудовых
споров. Их задачи и полномочия определены
ст. 407 ТК РФ.

Днем
начала
коллективного
трудового спора является день сообщения
решения работодателя (его представителя)
об отклонении всех или части требований
работников (их представителей) либо
несообщение работодателем (его
представителем) в установленный срок
своего решения. С этого момента стороны
могут начинать примирительные процедуры
рассмотрения коллективного трудового
спора.

Порядок
разрешения коллективного трудового
спора
в
соответствии с ч. 1 ст. 401 ТК РФ состоит
из следующих этапов:

– рассмотрение
коллективного трудового спора
примирительной комиссией (обязательный
этап);

– рассмотрение
коллективного трудового спора с участием
посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Существуют
три возможные схемы использования
примирительных
процедур:

– примирительная
комиссия – посредничество;

– примирительная
комиссия – трудовой арбитраж;

– примирительная
комиссия – посредничество – трудовой
арбитраж.

Ни
одна из сторон коллективного трудового
спора не имеет права уклоняться от
участия в примирительных процедурах.

Примирительная
комиссия

это паритетный орган спорящих сторон.

Рассмотрение
коллективного трудового спора
примирительной комиссией происходит
в соответствии со ст. 402 ТК РФ.

Рекомендуемый
порядок организации работы примирительной
комиссии по рассмотрению коллективного
трудового спора определен постановлением
Минтруда России от 14 августа 2002 г. №
57.

Вторым
этапом примирительных процедур является
рассмотрение коллективного трудового
спора с участием посредника
(ст.
403 ТК РФ).

Порядок
рассмотрения коллективного трудового
спора с участием посредника определяется
соглашением сторон с участием посредника.
Рекомендации об организации работы по
рассмотрению коллективного трудового
спора с участием посредника утверждены
постановлением Минтруда России от 14
августа 2002 г. № 58.

Если
соглашение сторон по спору не достигнуто
и составлен протокол разногласий, то
с этого момента стороны обращаются к
третьему этапу примирительных процедур
трудовому
арбитражу.

Трудовой
арбитраж представляет собой временно
действующий орган по рассмотрению
коллективного трудового спора, который
создается в случае, если стороны этого
спора заключили соглашение в письменной
форме об обязательном выполнении его
решений (ст. 404 ТК РФ).

Создание
трудового арбитража, его состав,
регламент, полномочия оформляются
соответствующим решением работодателя,
представителя работников и государственного
органа по урегулированию коллективных
трудовых споров

При этом стороны могут
принимать во внимание Рекомендации об
организации работы по рассмотрению
коллективного трудового. спора
в трудовом арбитраже, утвержденные
постановлением Минтруда России от 14
августа 2002 г

№ 59

спора
в трудовом арбитраже, утвержденные
постановлением Минтруда России от 14
августа 2002 г. № 59.

Если
стороны не приходят к соглашению о
создании трудового арбитража, его
составе, регламенте и полномочиях,
когда создание арбитража является
обязательным, то решение по этим вопросам
принимает соответствующий государствен-ный
орган по урегулированию коллективных
трудовых споров.

Соглашение,
достигнутое сторонами в ходе разрешения
коллективного трудового спора,
оформляется в письменной форме и имеет
для сторон обязательную силу. Контроль
за его выполнением осуществляется
сторонами коллективного трудового
спора (ст. 408 ТК РФ).

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, предусмотрен ст. 387 ТК РФ. Положениями этого НПА определена возможность обращения в орган(ы) по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, которым является комиссия и суд. Срок, в который комиссия рассматривает такие споры определён законодательством в 10 календарных дней с момента, когда подано заявление.

На заседаниях данной комиссии должны присутствовать не менее половины  представителей работников и столько же лиц, представляющих работодателя.

Рассматриваются такие споры с участием заявителя и работодателя или его представителей. Комиссия обладает правом вызова и опроса свидетелей, специалистов по рассмотрению истребованных документов или расчетов. Оформляется решение комиссии письменно и, как правило, имеет мотивировочную и резолютивную части (ч. 2 ст. 388 ТК РФ).

Комиссия, которая рассматривает споры в соответствии с положениями ст. 384 ТК, образуется по инициативе сторон договора или одной из его сторон. Представители обеих сторон избираются на общем собрании работников предприятия или делегируются представительными органами работников.

После того как решение комиссии вручено работнику и руководителю общества (на протяжении трех дней с момента принятия) она может быть обжаловано сторонами спора на протяжении 10 дней с момента его получения. Если прошло 10 дней и решение не обжаловалось, то оно должно быть исполнено немедленно в течение 3 дней. Если решение так и не было исполнено в указанный срок, то комиссия должна выдать работнику удостоверение, которое определяется как исполнительный документ. На основании него пристав приводит решение в исполнение принудительно.

Законодателем установлены права спорящих сторон подать заявление в суд. В случае если комиссия вынесла решение, то суд не может пересмотреть его по своей инициативе, к примеру, в порядке осуществления надзора. Однако в компетенцию суда входит непосредственно разрешение некоторых споров в качестве первой инстанции.

Споры, которые носят характер индивидуальных, разрешаются судами по правилам гражданского судопроизводства. При их рассмотрении суды реализуют нормы законодательства о труде и ГПК. Порядок разрешения споров предусматривает освобождение от уплаты госпошлины и других судебных расходов (ст. 393 ТК РФ).  После изучения судом материалов, объяснений сторон и других участников процесса, суд выносит решение. В решении должна содержаться четкая формулировка тех действий, которые нужно произвести ответчику для исполнения решения.

Бывают виды

Конфликты и возможности их прекращения, имеют собственную структуру универсального характера, но специфика каждого КТС своеобразна, это продиктовано специализацией формы собственности, нюансами организации труда и рядом других причин. Однако просматриваются общие нюансы, которые можно выделить в качестве видов коллективных споров:

  • Установление и претензия по условиям труда;
  • Неурегулированные разногласия в отношении структурного содержания трудового договора;
  • Игнорирование работодателем мнения коллектива при издании приказов, актов различного назначения;
  • Другие виды претензий.

Споры шаг за шагом

Законодательство о труде нашего государства устанавливает, что коллективный трудовой спор проходит несколько этапов до его окончания:

  • примирительная комиссия;
  • посредничество и (или) формирование трудового арбитража.

Неотвратимость рассмотрения спора примирительной комиссией закреплена в ТК РФ (статья 401). Если по каким-либо причинам стороны не находят решения на данном этапе, спор переходит на следующий уровень разрешения.  Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Допускается обращение сторон в государственные структуры, чтобы зарегистрировать спор.

Это интересно! В тот период, когда длится коллективный трудовой спор, работники могут проводить такие мероприятия, как митинги, демонстрации, шествия, чтобы поддержать, усилить свою позиции и привлечь внимание к ней.

Примирительная комиссия

Как только коллективный трудовой спор инициирован, на создание примирительной комиссии (статья 402 ТК РФ) определяется максимум два рабочих дня на локальном уровне и три рабочих дня на иных уровнях социального партнерства. Данный паритетный орган должен быть оформлен приказом организации и решением представителя сотрудников, если спор находится на локальном уровне.

Что касается других ступеней социального партнерства, то необходимо издать акт (распоряжение или постановление), исходящий от сторон коллективного спора.

Примирительная комиссия действует до трех рабочих дней на локальном уровне и до пяти рабочих дней на иных уровнях. Именно в этот период спор должен быть разрешен. Если на данном этапе решение будет принято, то оно облекается в форму протокола.

Посредник, трудовой арбитраж

Если по истечение действия примирительной комиссии спор не будет окончательно урегулирован, то коллективные трудовые разногласия могут быть рассмотрены с помощью посредника (статья 403 ТК РФ). Дается два рабочих дня со дня утверждения примирительной комиссией протокола разногласий, чтобы пригласить посредника. За кандидатурой можно обратиться и в уполномоченный государственный орган. Если стороны не нашли подходящего посредника в течении установленного срока, то необходимо начать переговоры о создании арбитража.

Спорящие по согласованию между собой определяют то, каким образом будет решаться разногласия с посредничеством. Существуют рекомендации Минтруда о том, как данная процедура может осуществляться. Срок на разрешение спора при помощи посредника – 3 рабочих дня.

Трудовой арбитраж необходим, если спорящие не пришли к компромиссу и составили протокол разногласий. Этот орган является временным, а его решения считаются обязательными, если работники и работодатель заключили соглашения письменно о его обязательности.

В период трех рабочих дней после завершения действия комиссии стороны и государственная структура создают такой орган. При уклонении в его формировании может быть объявлена забастовка, за исключением определенных случаев.

Важно! Трехсторонним решением определяется то, как будет действовать арбитраж, каковы его полномочия. Пять рабочих дней отводится на разрешение конфликта

Как только этот срок истекает, должно быть принято соглашение по возникшему спору, обязательное для сторон.

Понятие коллективного трудового спора, а также то, как он должен быть разрешен довольно четко определено в трудовом законодательстве, поэтому проводить данную процедуру удобно, если возникают разногласия у объединения работников и работодателя.

Возникновение спора в сфере труда

Чтобы квалифицировать возникшие противоречия, как коллективный трудовой спор, нужно наличие определенных признаков:

  • субъекты;
  • предмет противоречий;
  • причина его возникновения.

Необходимо разобрать каждый из них подробнее, чтобы понять принципиальные особенности коллективного спора.

Участники

С одной стороны спора выступают коллективы работников:

  • члены профсоюзной организации;
  • объединение работников компании по отраслевому признаку;
  • отдельное подразделение предприятия;
  • трудящиеся, действующие в защиту общих интересов.

Важно! Если будут нарушены законные права только одного человека, то такой спор не является коллективным, а будет расценен, как индивидуальный.

С другой стороны возникших противоречий всегда выступает работодатель. При этом, может иметь место и признак коллективности. Так, например, это могут быть объединения работодателей одной отрасли производства. Возможно образование союзов и по территориальному признаку, например, одного региона Российской Федерации.

Все стороны выражают себя, выдвигают свои требования через представителей.

Со стороны работников учреждения могут быть представителями профсоюзные организации, лица, уполномоченные в соответствии с уставами предприятия, которые избираются на собраниях, конференциях работников.

Со стороны работодателей выступают в качестве представителей также уполномоченные лица. Порядок избрания представителей может быть прописан в уставах и иных локальных актах организации. А индивидуальные предприниматели участвуют лично в коллективных спорах со своими подчиненными.

Предмет спора коллектива работников и работодателей

В праве, в том числе и трудовом, предметом споров чаще всего являются права и законные интересы. В случае с коллективным спором – это нарушенные права и интересы объединения работников.

Причины возникновения

На территории работодателя могут возникнуть коллективные конфликты по следующим причинам (статья 398 ТК РФ):

  • установление условий работы или их изменение – неправомерное увеличение рабочего времени, отказы в предоставлении отпусков и др. В данную категорию можно отнести моменты, завязанные на заработной плате – ее несвоевременная выплата, установление штрафов, лишение переменной части;
  • вытекающие из процедур подписания, пересмотра и непосредственного исполнения коллективных договоров и соглашений;
  • нежелание работодателя прислушаться и принять мнение органа работников по представлению их интересов, когда дело касается введения в действие локальных актов предприятия, затрагивающих те или иные условия труда.

Спор коллективный существует в двух категориях:

  • когда разногласия и противоречия возникают в социально-экономическом поле, в бытовой сфере деятельности работников организации, при заключении или изменении коллективных соглашений;
  • когда спор рождается в процессе исполнения отдельных положений законодательства о труде и коллективного договора.

Спор можно подразделить и по виду правоотношений:

  • между коллективом трудящихся и непосредственно администрацией компании, то есть когда имеет место коллективный спор на локальном уровне;
  • между работодателем и профсоюзом трудящихся;
  • выше ступени одного работодателя в сфере социального партнерства.

Важно! Нужно грамотно обозначить подход к урегулированию подобных споров, подыскать пути их решения, найти компромиссы.

Порядок разрешения коллективных трудовых споров.

Коллективные
трудовые споры (конфликты), возникающие
между администрацией предприятия,
учреждения, организации и трудовым
коллективом (коллективом подразделения)
или профсоюзом по вопросам установления
новых или изменения существующих условий
труда и быта, заключения и исполнения
коллективного договора и иных соглашений,
рассматриваются в соответствии с
законодательством о порядке разрешения
коллективных трудовых споров (конфликтов).

Порядок
рассмотрения трудовых споров регулируется
КЗоТ и иными законодательными актами,
а порядок рассмотрения дел по трудовым
спорам в районных (городских) народных
судах определяется, кроме того,
Гражданско-процессуальным кодексом.

Организация
комиссий по трудовым спорам на
предприятиях, учреждениях, организациях
имеет свои особенности. В частности,
комиссия по трудовым спорам в настоящее
время избирается общим собранием
(конференцией) трудового коллектива.

Комиссия
по трудовым спорам является первичным
органом по рассмотрению трудовых споров,
за исключением споров, по которым КЗоТ
и другими законодательными актами
установлен иной порядок их рассмотрения.

Комиссия
по трудовым спорам вправе рассматривать
споры по многим вопросам, как применения
норм выработки и сдельным вопросам
расценок, а также условий труда,
обеспечивающих выполнение норм выработки,
перевода на другую работу и оплату труда
при переводе, прекращения трудового
договора по инициативе администрации
(за исключением случаев, для которых
законодательством Российской Федерации
установлен иной порядок рассмотрения
трудовых споров); оплаты труда при
невыполнении норм выработки, простое
и браке; оплаты сверхурочных работ и
работ в ночное время, компенсации за
работу в выходные и праздничные дни и
пр.

Работники
согласно ст. 205 КЗоТ имеют право обращаться
в комиссию по трудовым спорам в
трехмесячный срок со дня, когда они
узнали или должны были узнать о нарушении
своего права.

Руководствуясь
ст. 205 КЗоТ, комиссия по трудовым спорам
обязана рассмотреть трудовые споры в
десятидневный срок со дня подачи
заявления. Заседание комиссии проводится
в нерабочее время. Спор рассматривается
в присутствии работника, подавшего
заявление, и представителя администрации.
Рассмотрение спора в отсутствии работника
допускается лишь по его письменному
заявлению.

По
результатам рассмотрения трудового
спора комиссия принимает решение
большинством голосов присутствующих
на заседании членов комиссии по трудовым
спорам.

Копии
решения комиссии вручаются работнику
и администрации в трехдневный срок со
дня принятия решения.

Районные
(городские) народные суды на основании
ст. 210 КЗоТ рассматривают трудовые споры
в качестве первой или второй инстанции.
Так, в качестве второй инстанции трудовые
споры рассматриваются по заявлению
работника, администрации или
соответствующего профсоюза, защищающего
интересы работника, являющегося членом
этого профсоюза, когда они не согласны
с решением комиссии по трудовым спорам;
по заявлению прокурора, если решение
комиссии по трудовым спорам противоречит
законодательству.

Заявление
о разрешении трудового спора подается
в районный (городской) народный суд в
трехмесячный срок со дня, когда работник
узнал или должен был узнать о нарушении
своего права, а по делам об увольнении
– в месячный срок со дня вручения ему
копии приказа об увольнении либо со дня
выдачи трудовой книжки.

Для
обращения в суд по вопросам взыскания
с работника материального ущерба,
причиненного предприятию, учреждению,
организации, устанавливается срок в
один год со дня обнаружения причиненного
работником ущерба.

Работники,
обратившиеся в районный (городской)
народный суд за разрешением трудового
спора, освобождаются от уплаты судебных
расходов.

1. Ведение коллективных переговоров

Инициатором
коллективных переговоров по разработке,
заключению и изменению коллективного
договора вправе выступить любая из
сторон.

Представители
стороны, получившие уведомление в
письменной форме с предложением о начале
коллективных переговоров, обязаны в
течение семи календарных дней вступить
в переговоры (ст. 36 ТК РФ). В этот срок
включаются и нерабочие дни. Если последний
день срока приходится на нерабочий
день, то днем окончания срока считается
ближайший следующий за ним рабочий день
(ст. 14 ТК РФ). Например, если срок вступления
в переговоры истекает 12 декабря, а
следующие за ним 13 и 14 декабря являются
нерабочими днями, то последним днем,
когда сторона, получившая уведомление,
обязана начать переговоры, является 15
декабря.

Уведомление
вручается в установленном порядке лицу,
ответственному за прием деловой
корреспонденции в организации, с отметкой
на копии документа о дате его получения,
или направляется на имя руководителя
организации почтовым отправлением с
уведомлением о вручении.

Уведомление
составляется в произвольной форме. В
нем рекомендуется сформулировать ваши
предложения по срокам, порядку и месту
проведения переговоров, указать состав
лиц, направляемых в комиссию стороной,
направившей уведомление.

В
том случае, если в организации действует
несколько профсоюзов, они могут создать
единый, представительный орган заранее
и направить работодателю совместное
уведомление о начале переговоров. Время
формирования такого органа определяется
самими профсоюзами. Поскольку срок в
пять календарных дней, определенный в
ч. 5 ст. 37 ТК РФ, начинает свой отсчет с
момента начала коллективных переговоров
— т.е. по истечении семи календарных дней
после того, как представители работодателя
получили письменное уведомление от
выборного органа одной из первичных
профсоюзных организаций.

Уклонение
работодателя или лица, его представляющего,
от участия в переговорах о заключении,
об изменении или о дополнении коллективного
договора, а также необеспечение работы
комиссии по заключению коллективного
договора в определенные сторонами сроки
влечет наложение административного
штрафа в размере от 10 до 30 минимальных
размеров оплаты труда в соответствии
со ст. 5.28 Кодекса РФ об административных
правонарушениях.

Приступая
к переговорам, стороны на равноправной
основе образуют комиссию для ведения
коллективных переговоров, подготовки
проекта коллективного договора и его
заключения. Лиц, направляемых для работы
в комиссии, каждая из сторон определяет
самостоятельно, в рамках совместных
договоренностей о ее количественном
составе. Создание комиссии оформляется
приказом руководителя организации и
постановлением профсоюзного комитета.

Право
на ведение коллективных переговоров
от имени работников, как было сказано
выше, предоставляется их представителям.
На первом месте в качестве представителей
работников выступают профсоюзы.

При
этом если в организации действует один
профсоюз, то интересы работников при
переговорах и заключении коллективного
договора представляет этот профсоюз.
Если в организации нет профсоюзной
организации, то вопрос о представительстве
работников на переговорах и при
заключении. Работодатели, органы
исполнительной власти и органы местного
самоуправления обязаны вести переговоры
по социально-трудовым вопросам,
предлагаемым для рассмотрения
представителями работников. Та же
обязанность закреплена и в Федеральном
законе «О профессиональных союзах,
их правах и гарантиях деятельности».
За уклонение от участия в переговорах
наступает административная ответственность.
Кроме того, Трудовым Кодексом предусмотрено,
что стороны должны предоставлять друг
другу не позднее двух недель со дня
получения соответствующего запроса
имеющуюся у них информацию, необходимую
для ведения коллективных переговоров.

Если
стороны в ходе переговоров не смогли
прийти к согласию по ряду вопросов, то
разрешение разногласий также осуществляется
в соответствие с Трудовым Кодексом РФ.

Другой
важной гарантией служит следующее
правило, закрепленное в статье 39 ТК РФ.
Представители работников, участвующие
в коллективных переговорах, в период
их ведения не могут быть без предварительного
согласия органа, уполномочившего их на
представительство, подвергнуты
дисциплинарному взысканию, переведены
на другую работу или уволены по инициативе
работодателя, за исключением случаев
расторжения трудового договора за
совершением проступка, за который в
соответствии с ТК РФ предусмотрено
увольнение с работы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector