Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде
Содержание:
- Порядок рассмотрения трудовых споров
- 2.1. Родовая подсудность трудовых дел
- 2.2. Приказное производство
- Разрешение индивидуальных трудовых споров общими судами.
- Система органов, рассматривающих индивид.Трудовые споры. Подведомственность споров.
- 3. Коллективные трудовые споры
- Органы, осуществляющие рассмотрение индивидуальных трудовых споров
Порядок рассмотрения трудовых споров
Порядок урегулирования трудовых индивидуальных споров устанавливается для каждого юрисдикционного органа отдельно. Отличается не только процедура рассмотрения, но и порядок принятия заявления, издания решения и его реализации. Поэтому при обращении в конкретный орган нужно учитывать специфику его работы.
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется отраслевыми и федеральными нормативными актами. Кроме того, при урегулировании конфликта в КТС и вышестоящих органах могут также учитываться локальные акты, если их положения не противоречат действующему законодательству.
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в ктс достаточно удобен для сотрудника, так как позволяет ему урегулировать спорные вопросы в удобное ему нерабочее время. Кроме того, решение принимается только в присутствии служащего, который подал заявление. Заочное рассмотрение может быть проведено только при наличии письменного согласия заявителя на это. Такая мера необходима, если лицо не может лично явиться на заседание по объективным причинам.
Если трудящийся не направил такое согласие и не явился на рассмотрение дела, то его рассмотрение откладывается и гражданин приглашается вторично. В случае повторной неявки на заседание без уважительных оснований члены комиссии могут принять решение о снятии дела с рассмотрения. В данном случае сотрудник лишается возможности на повторное обращение в КТС по данному факту.
В процессе рассмотрения заявления комиссия имеет право истребовать необходимую документацию, провести техническую, административную или бухгалтерскую проверку, пригласить свидетелей для дачи показаний, использовать иные меры для принятия полного и объективного решения. Оно определяется путем тайного голосования. Согласно ст.388 ТК РФ принимается то решение, за которое проголосовало большинство членов КТС.
Касательно процедуры рассмотрения трудовых индивидуальных споров в судах общей юрисдикции, то она урегулирована ст.391-397 ТК РФ и положениями ГПК РФ. Основное отличие данного способа решения конфликтов заключается в том, что суд не только восстанавливает нарушенные права работника, но и определяет причину возникновения разногласий и может выдать рекомендации касательно мер профилактического характера для недопущения таких ситуаций в будущем.
После принятия искового заявления к рассмотрению суд изучает представленные сторонами материалы и может истребовать дополнительные документы у работодателя или госучреждений, если это необходимо для решения спора по существу.
Истец со своей стороны может в процессе рассмотрения дела изменить исковые требования, предмет спора, его основания, а также полностью отказаться от него. Кроме того, стороны согласно ст.39 ГПК РФ могут завершить судебное рассмотрение до принятия решения путем подписания мирового соглашения.
Если стороны не достигли согласия, то суд принимает решение исходя из представленных доказательств и на основании норм действующего законодательство. Оно может быть обжаловано, согласно ст.338 ГПК РФ, в суде вышестоящей инстанции в течение 10-ти дней.
2.1. Родовая подсудность трудовых дел
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды
общей юрисдикции рассматривают и
разрешают исковые дела с участием
граждан, организаций о защите нарушенных
или оспариваемых прав и свобод и законных
интересов по спорам, вытекающим из
трудовых отношений. Таким образом,
трудовые споры по своей родовой
подсудности отнесены к судам общей
юрисдикции и рассматриваются по общим
правилам гражданского судопроизводства.
Как известно, гражданские дела могут
рассматриваться в порядке гражданского
судопроизводства не только судами общей
юрисдикции, но и арбитражными судами,
а также третейскими судами. Так, в
соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 33
Арбитражно-процессуального кодекса
арбитражные суды рассматривают дела
по спорам между акционером и акционерным
обществом, участниками иных хозяйственных
товариществ и обществ, вытекающим из
деятельности указанных организаций,
связанные с осуществлением
предпринимательской деятельности.
Однако необходимо иметь в виду, что если
между указанными лицами возникает
трудовой спор, то он должен рассматриваться
не арбитражным судом, а судом общей
юрисдикции*(4).
Систему судов общей юрисдикции образуют
федеральные суды и мировые судьи
субъектов РФ.
Как известно, большая часть трудовых
споров до недавнего времени подлежала
рассмотрению мировыми судьями.
При этом к компетенции районных судов
относились только споры, связанные с
восстановлением работника на работе
(включая споры об увольнении работника
при неудовлетворительном результате
испытания (ч. 1 ст. 71 ТК РФ), признания
увольнения незаконным, об изменении
формулировки причины увольнения).
С принятием ФЗ РФ от 22 июля 2008 г.
N 147-ФЗ практически все дела по спорам,
возникающим из трудовых отношений,
стали подведомственны федеральным
судам. Представляется, что такое
законодательное решение является весьма
обоснованным, ибо, определяя изначально
подведомственность мировых судей,
законодатель имел своей целью разгрузить
районные суды и передать мировым судьям
наименее сложные категории гражданских
дел. Между тем общеизвестно, что трудовые
споры всегда относились и относятся к
категории самых сложных (а не простых)
гражданских дел. Как доказательство
данного утверждения явилась почти
десятилетняя практика рассмотрения
трудовых споров мировыми судьями,
которая показала, что большая часть
рассмотренных ими трудовых дел была
впоследствии отменена в апелляционном
порядке*(5).
Вместе с тем в компетенции мировых судей
остались дела, связанные с приказным
производством.
2.2. Приказное производство
Законодательство предусматривает
возможность рассмотрения трудовых
споров о взыскании начисленной, но не
выплаченной работнику заработной платы
(независимо от суммы) в порядке судебного
приказа (ст. 122 ГПК РФ). В соответствии
с правилами родовой подведомственности
трудовых дел при наличии мирового судьи
судебный приказ может быть вынесен
только мировым судьей.
Необходимо отметить, что приказной
порядок взыскания денежных сумм не
является разновидностью процедуры
разрешения индивидуальных трудовых
споров, так как эта форма защиты
субъективных прав возможна только в
случаях, когда отсутствует спор о
праве*(6).
Таким образом, мировой судья обязан
принять заявление работника о взыскании
с работодателя невыплаченной заработной
платы только в том случае, если работник
докажет, что заработная плата ему была
начислена, но не выплачена. При этом
доказательством будут служить ведомости
по заработной плате, подписанные главным
бухгалтером и руководителем организации.
Если таких доказательств работник (в
том числе с помощью мирового судьи) не
сможет добыть, а сторона ответчика будет
отрицать их наличие либо заявит, что
они еще не подписаны, то мировой судья
откажет в приеме заявления о выдаче
судебного приказа и порекомендует
обратиться в районный суд в порядке
искового производства.
При вынесении судебного приказа мировой
судья должен исходить из определения
заработной платы, установленного ст. 129
ТК РФ (в ред. ФЗ от 30 июня 2006 г. N 90),
т.е. это вознаграждение за труд в
зависимости от квалификации работника,
сложности, количества, качества и условий
выполняемой работы, а также компенсационные
выплаты (доплаты и надбавки компенсационного
характера, в том числе за работу в
условиях, отклоняющихся от нормальных,
работу в особых климатических условиях
и на территориях, подвергшихся
радиоактивному загрязнению, и иные
выплаты компенсационного характера) и
стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки
стимулирующего характера, премии и иные
поощрительные выплаты).
При этом под стимулирующими выплатами
в трудовом законодательстве понимаются
различные системы премирования,
стимулирующие доплаты и надбавки. Под
компенсационными выплатами понимаются
денежные выплаты, установленные в целях
возмещения работнику затрат, связанных
с исполнением им трудовых и иных,
предусмотренных федеральным законом
обязанностей (ст. 164 ТК РФ).
Заявителем по взысканию начисленной,
но не выплаченной заработной платы
всегда выступает работник.
Заявление о вынесении приказа подается
в суд по общим правилам подсудности
(т.е. по месту нахождения ответчика) в
письменной форме.
В заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается
заявление;
2) наименование взыскателя, его место
жительства или место нахождения;
3) наименование должника, его место
жительства или место нахождения;
4) требование взыскателя и обстоятельства,
на которых оно основано;
5) документы, подтверждающие
обоснованность требования взыскателя;
6) перечень прилагаемых документов.
В случае истребования движимого имущества
в заявлении должна быть указана стоимость
этого имущества.
Заявление о вынесении судебного приказа
подписывается взыскателем или имеющим
соответствующие полномочия его
представителем. К заявлению, поданному
представителем, должен быть приложен
документ, удостоверяющий его полномочия.
Судебный приказ по существу заявленного
требования выносится в течение пяти
дней со дня поступления заявления в суд
без судебного разбирательства и вызова
сторон для заслушивания их объяснений.
Судебный приказ составляется на
специальном бланке. Один его экземпляр
остается в суде. Второй вручается
заявителю. Должнику изготавливается
копия судебного приказа.
Гражданский процессуальный кодекс РФ
(ст. 129) раскрывает особое правило
отмены судебного приказа. Так, судья
отменяет судебный приказ, если от
должника в установленный срок поступят
возражения относительно его исполнения.
В определении об отмене судебного
приказа судья разъясняет взыскателю,
что заявленное требование им может быть
предъявлено в порядке искового
производства. Копии определения суда
об отмене судебного приказа направляются
сторонам не позднее трех дней после дня
его вынесения.
Необходимо учитывать, что в случае, если
в установленный срок от должника не
поступят в суд возражения, судья выдает
взыскателю второй экземпляр судебного
приказа, заверенный гербовой печатью
суда, для предъявления его к исполнению.
По просьбе взыскателя судебный приказ
может быть направлен судом для исполнения
судебному приставу-исполнителю.
Разрешение индивидуальных трудовых споров общими судами.
Компетенция суда
(ст. 241 ТК):
1.О признании
недействительным трудового договора
в соответствии со ст. 22 ТК.
2.Споры при обращении
работника или нанимателя не согласных
с решением КТС.
3.Если КТС не
рассмотрела заявление работника в
десятидневный срок.
4.Для обращения
прокурора, если решение КТС противоречит
закону.
Непосредственно
в суде рассматриваются:
1.Если не создана
КТС.
2.Работников—не
членов профсоюзов.
3.Работников о
восстановлении на работе и смежных
споров.
4.Могут обращаться
работники, если наниматель отказался
составить акт о несчастном случае или
работник не согласен с содержанием
акта.
5.Могут обращаться
работник по вопросу применения
законодательства о труде, который был
решен в соответствии с законодательством
нанимателем и профсоюзом.
6.Нанимателем о
возмещении материального ущерба,
причиненного работником.
Эти споры
рассматриваются по заявлениям.
Ч 3 ст. 241 ТК—по
жалобам (споры об отказе в заключении
ТД)—ранее, на сегодняшний день в
соответствии с п. 4 постановление Пленума
ВС от 29.03.01.
Все индивидуальные
споры разделяются на 2 группы:
1.Непосредственно
подведомственные суду.
2.Условно
подведомственны суду (рассматриваются
в общем порядке.
В суд об оспаривании
отказа нанимателя в заключении ТД могут
обращаться не только те граждане, которые
названы в ст. 16, но и другие лица, которые
считают отказ в приеме на работу
необоснованным.
Рассмотрение ТС в
суде подчиняется общим правилам
гражданского процесса, но обладает
рядом особенностей:
1.Как правило, в ГПР
в суд могут обращаться граждане, достигшие
совершеннолетия. Но если с лицом старше
14 лет при соблюдении условий заключен
ТД, или в 16 лет, эти лица имеют право
обращаться в суд для защиты своих
трудовых прав.
2.В качестве
представителя работника в суде могут
выступать представители профсоюза,
кроме тех случаев, когда необходимо
специальное полномочие.
3. По делам о
восстановлении на работе незаконно
уволенных, переводи или перемещении
работников суд вправе по своей инициативе
привлечь к участию в деле в качестве
третьих лиц на стороне ответчика
должностных лиц, виновных в нарушении
трудового законодательства (ст. 245 ТК).
4.Истец вправе
изменить основание или предмет иска в
случае, когда спор подведомственен
непосредственно суду.
5.Суд вправе выйти
за пределы исковых требований, если это
необходимо для защиты прав и законных
интересов или работника или нанимателя.
6.Недопустимо
утверждение мирового соглашения сторон,
если его условия нарушают трудовые
права работника или направлены на
освобождения должностного лица от
материальной ответственности (п. 6
Постановления Пленума ВС от 29.03.01).
7.Независимо от
того, кем заявлен иск (работником или
нанимателем, или несогласными с решением
КТС), суд рассматривает спор в порядке
искового права, где истец—всегда
работник, ответчик—всегда наниматель.
В соответствии со
ст. 246 ТК в случае незаконного увольнения
или перевода суд вправе по требованию
работника вынести решение о возмещении
морального вреда. Исковой давности
нет.
Ст. 242 ТК—сроки
обращения за разрешением ТС. Сроки
исковой давности (три срока для работников
и один для нанимателя):
1.Общий—три месяца
со дня, когда работники узнали или могли
узнать о нарушении права. Могут обращаться
в суд или в КТС.
2.Один месяц по
делам об увольнении. Со дня вручения
копии приказа об увольнении, выдачи
трудовой книжки.
3.Для нанимателя—1
год для обращения нанимателя в суд по
вопросам взыскания материально ущерба,
причиненного работником. И на обращение
в суд прокурора точно такие же сроки.
Система органов, рассматривающих индивид.Трудовые споры. Подведомственность споров.
Статья
382. Органы по рассмотрению индивидуальных
трудовых споров
Индивидуальные
трудовые споры рассматриваются комиссиями
по трудовым спорам и судами.
Комментарий
к статье 382
Установление
законодателем органов по рассмотрению
индивидуальных трудовых споров
свидетельствует, что соглашением сторон
трудового договора или локальным НПА
организации не может решаться вопрос
о создании иных органов, рассматривающих
индивидуальные трудовые споры.
Комиссия
по трудовым спорам (КТС) — общественный
орган, уполномоченный государством на
выполнение правоохранительной функции.
Суд
(районный суд) — это государственный
орган, обеспечивающий защиту и охрану
прав и интересов сторон трудового
договора.
В
случаях, определенных законодателем,
в отношении некоторых категорий
работников установлено, что признать
действия работодателя неправомерными
может вышестоящий в порядке подчиненности
орган (вышестоящее должностное лицо),
что не лишает работника права обратиться
за разрешением индивидуального трудового
спора в суд. Таким образом, в качестве
органа, рассматривающего индивидуальные
трудовые споры, в некоторых случаях
может выступать и вышестоящий в порядке
подчиненности орган.
4.
Обращение работника в КТС, районный суд
зависит от подведомственности возникшего
трудового спора.
Подведомственность
трудового спора — это определение органа,
который вправе принять трудовой спор
к своему рассмотрению. Правильное
определение подведомственности
конкретного трудового спора играет
большую практическую роль, поскольку
решение спора некомпетентным органом
не имеет юридической силы и не может
быть исполнено в принудительном порядке.
О
трудовых спорах, подведомственных КТС,
см. ст. 385 ТК, о трудовых спорах,
подведомственных суду, — ст. 391 ТК.
Статья
385. Компетенция комиссии по трудовым
спорам
Комиссия
по трудовым спорам является органом по
рассмотрению индивидуальных трудовых
споров, за исключением споров, по которым
настоящим Кодексом и иными федеральными
законами установлен другой порядок их
рассмотрения.
Индивидуальный
трудовой спор рассматривается комиссией
по трудовым спорам, если работник
самостоятельно или с участием своего
представителя не урегулировал разногласия
при непосредственных переговорах с
работодателем.
О
подведомственности трудовых споров
суду см. ст. ст. 235, 237, 391 ТК.
КТС
разрешает споры о: неприменении условий
трудового договора, снижающих уровень
прав и гарантий работника, установленный
законодательством; правомерности
изменения работодателем условий
трудового договора; предоставлении
ежегодного оплачиваемого отпуска,
предоставлении дополнительного времени
отдыха в виде компенсации за работу в
сверхурочное время; оплате сверхурочных
работ, выплате премий, доплате за
совмещение профессий (должностей) или
исполнение обязанностей временно
отсутствующего работника без освобождения
от своей основной работы; обоснованности
применения дисциплинарных взысканий
в виде замечания, выговора; неправомерном
отстранении от работы; предоставлении
льгот, предусмотренных трудовым
договором, и т.д.
Статья
391. Рассмотрение индивидуальных трудовых
споров в судах
В
судах рассматриваются индивидуальные
трудовые споры по заявлениям работника,
работодателя или профессионального
союза, защищающего интересы работника,
когда они не согласны с решением комиссии
по трудовым спорам либо когда работник
обращается в суд, минуя комиссию по
трудовым спорам, а также по заявлению
прокурора, если решение комиссии по
трудовым спорам не соответствует
трудовому законодательству и иным
актам, содержащим нормы трудового права.
Непосредственно
в судах рассматриваются индивидуальные
трудовые споры по заявлениям: работника
— о восстановлении на работе независимо
от оснований прекращения трудового
договора, об изменении даты и формулировки
причины увольнения, о переводе на другую
работу, об оплате за время вынужденного
прогула либо о выплате разницы в
заработной плате за время выполнения
нижеоплачиваемой работы, о неправомерных
действиях (бездействии) работодателя
при обработке и защите персональных
данных работника;
работодателя
— о возмещении работником ущерба,
причиненного работодателю, если иное
не предусмотрено федеральными законами.
Непосредственно
в судах рассматриваются также
индивидуальные трудовые споры: об отказе
в приеме на работу; лиц, работающих по
трудовому договору у работодателей —
физических лиц, не являющихся
индивидуальными предпринимателями, и
работников религиозных организаций;
лиц, считающих, что они подверглись
дискриминации.
3. Коллективные трудовые споры
Коллективный
трудовой спор –
неурегулированные разногласия
между работниками (их представителями)
и работодателями (их представителями)
по поводу установления и изменения
условий труда (включая заработную
плату), заключения, изменения и
выполнения коллективных договоров,
соглашений, а также в связи с отказом
работодателя учесть
мнение выборного представительного
органа работников при принятии
локальных нормативных актов.
Этапы
порядка разрешения коллективного
трудового
спора: рассмотрение
коллективного трудового спора
примирительной комиссией; с участием
посредника;
в
трудовом
арбитраже. Каждая из сторон в любой
момент
после начала коллективного трудового
спора вправе обратиться
в Службу по урегулированию трудовых
споров для
уведомительной регистрации.
Примирительная
комиссия создается
в срок до трех рабочих
дней
с момента начала коллективного
трудового
спора. Решение о создании комиссии
оформляется соответствующим приказом
(распоряжением) работодателя
и решением представителя работников.
Спор должен быть
рассмотрен в срок до пяти рабочих дней
с момента издания
приказа (распоряжения) о ее создании.
Решение примирительной
комиссии принимается по соглашению
сторон коллективного
трудового спора, оформляется протоколом,
имеет
для сторон этого спора обязательную
силу и исполняется
в порядке и сроки, которые установлены
решением примирительной комиссии.
При недостижении согласия в примирительной
комиссии стороны коллективного трудового
спора
продолжают примирительные процедуры
с участием посредника
и (или) в трудовом арбитраже.
Трудовой
арбитраж
– временно действующий орган по
рассмотрению коллективного трудового
спора, который
создается в случае, если стороны этого
спора
заключили
соглашение в письменной форме об
обязательном
выполнении
его решений.
Трудовой
арбитраж создается сторонами коллективного
трудового
спора и Службой по урегулированию
коллективных трудовых
споров в срок не позднее трех рабочих
дней со дня окончания
рассмотрения коллективного трудового
спора примирительной комиссией или
посредником. Спор рассматривается
в срок до пяти рабочих дней со дня
создания арбитража. Рекомендации
трудового арбитража по урегулированию
коллективного
спора передаются сторонам в письменной
форме. Результатом
рассмотрения коллективных трудовых
споров становится
соглашение. Оно оформляется письменно
и имеет для сторон
коллективного трудового спора обязательную
силу.
Органы, осуществляющие рассмотрение индивидуальных трудовых споров
Правоотношения по рассмотрению трудовых споров закреплены в гл.60-61 ТК РФ и определяют охранительные меры и процессуальные действия, использующиеся для решения трудовых споров в том числе, материальных.
Споры между работодателем и служащим, касающиеся трудовых вопросов и неурегулированные сторонами, рассматриваются по существу КТС и судом, в рамках их полномочий. Определить юрисдикционный орган, в который следует обращаться для решения той или иной конфликтной ситуации необходимо исходя из её специфики.
В данном случае изначально гражданину необходимо определить подведомственность дела. То есть выяснить, в чьей компетенции находится решение его вопросов
На этом этапе важно не ошибиться, так как это может повлечь за собой принятие решения, не имеющего юридической силы, и пропуск исковых сроков, восстановление которых будет достаточно проблематичным, так как неверное определение подведомственности не является достаточным основанием для этого
В большинстве случаев, изначально трудящийся, у которого возникли разногласия с работодателем, должен обратиться в КТС. Такая комиссия ежегодно создается на предприятии и в её состав входят представители работодателя и члены профсоюза. Они рассматривают спор по существу. То есть обращение в иные инстанции возможно только после рассмотрения спора в КТС. Исключением являются ситуации, когда дела по подведомственности относится к судебной юрисдикции. Тогда служащий может миновать этап обращения в КТС.
По подведомственности к делам, решающимся КТС, относят споры о:
- Взыскании полагающихся выплат и их размере;
- Компенсации командировочных расходов;
- Оплате сверхурочного труда;
- Наложении дисциплинарных взысканий и т.п.
В судебном порядке, минуя стадию КТС, рассматриваются дела о:
- Признании увольнения незаконным и восстановлении на занимаемой должности;
- Незаконном переводе на иную должность;
- Внесении корректировок в формулировку записи в трудовой (о расторжении трудовых отношений), изменении даты увольнения;
- Оплате вынужденных прогулов;
- Компенсации разницы в оплате труда на временно занимаемой должности с меньшим окладом;
- Вопросах, касающихся неправомерных действий связанных с обработкой личных данных служащих;
- Незаконном отказе от трудоустройства на имеющуюся свободную вакансию;
- Трудовой дискриминации.
Также в судебном порядке рассматриваются споры с работодателем, являющимся физлицом, которые не были зарегистрированы в качестве ИП и с религиозными организациями.