Статья 5.35 КоАП РФ. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних действующая редакция
Содержание:
Конституция РФ. Статья 5. Расшифровка терминов и подробный комментарий.
Пункт 3 Статьи 5 Конституции Российской Федерации.
3) Федеративное устройство основано на ее целостности, единстве системы , разграничении предметов ведения и полномочий между органами и органами субъектов , равноправии и самоопределении народов в .
4) Во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты между собой равноправны.
Расшифровка терминов статьи 5 Конституции РФ.
Автономная область
Автономная область представляет собой одни из разновидностей территориальных или национально-территориальных автономных образований
Автономный округ
Автономный округ представляет собой одни из разновидностей территориальных или национально-территориальных автономных образований
Субъект Федерации
Субъект федерации представляет собой государственное образование в составе федерации. Каждое федеративное государство состоит из субъектов федерации, которые называются по-разному: штаты (США, Индия), провинции (Аргентина, Пакистан), земли (Австрия, Германия), кантоны (Швейцария) и др.
Российская Федерация
Российская Федерация представляет собой государство, образованное в 1991 году на обломках СССР. Население Российской Федерации составляет приблизительно 146 миллионов человек. Российская Федерация согласно конституции является демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Российская Федерация один из мировых лидеров в сферах науки, экономики, культуры, а также в военной сфере.
Власть
Власть представляет собой возможность одних субъектов общественных отношений диктовать свою волю и руководить другими субъектам общественных отношений.
Конституция
Конституция представляет собой основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства. Конституция — один из важнейших институтов демократии.
Автономия
Автономия представляет собой широкое внутреннее самоуправление региона (регионов) государства, а также особые права в сфере местного самоуправления, образования, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам).
Закон
Закон представляет собой нормативно-правовой акт, принимаемый представительным органом государственной власти по наиболее значимым и актуальным вопросам общественной жизни.
Государство
Государство представляет собой особую форму организации политической власти. Для государства как особой формы организации политической власти характерно наличие следующих признаков: наличие публично-властных институтов (т.е. институтов власти, находящихся вне общества, выделенных из него); наличие органов управления и поддержания правопорядка внутри государства; наличие организованной налоговой системы, необходимой для поддержания функционирования государства и государственных институтов, а также решения иных социальных вопросов; наличие обособленной территории и государственных граница, которые отделяют одно государство от другого; наличия независимой правовой системы, при этом, по мнению большинства правоведво: государство не может существовать без права; монополия на насилий, только государство имеет право на применение насилия; наличие суверенитета, т.е. независимости во внутренних и внешних делах.
Республика
Республика представляет собой форму правления, при которой государственные органы избираются гражданами страны лишь на определенный, ограниченный законодательством срок. Наиболее характерная черта для республиканской формы правления является выборность главы государства, при котором политический деятель наделяется полномочиями в результате демократических выборов, а не путем передачи власти. Республики бывают трех видов: президентская, парламентская, смешанная.
Федерация
Федерация представляет собой особую форму государственно-территориального устройства, которая представляет собой сложное государство, состоящие из множества частей с широким набором полномочий на местах – субъектов федерации. Субъекты федерации обладают широкой политической и экономической самостоятельностью. Российская Федерация является ассиметричной федерацией для которой характерен различных конституционный статус для ее субъектов.
Комментарий к статье 5 УК РФ
1. Комментируемая статья конкретизирует принцип, истоки которого содержатся в ст. 49 Конституции РФ, закрепляющей презумпцию невиновности, согласно которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Смысл рассматриваемого принципа состоит в том, что никто не может нести уголовную ответственность, если не установлена хотя бы одна из исчерпывающе определенных законом форм вины в отношении конкретного деяния и наступивших последствий
Вина как психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию и к его общественно опасным последствиям может проявляться лишь в умысле или неосторожности и только в этих двух формах является обязательным признаком каждого состава преступления
Наряду с мотивом, целью, а также некоторыми включенными в УК РФ эмоциональными состояниями (аффект и т.п.), вина образует субъективную сторону преступления. Без субъективной стороны не может быть преступления и, следовательно, уголовной ответственности (см. комментарий к ст. 8 УК РФ). Поэтому вина служит одним из оснований конструирования составов преступлений
Они могут быть сконструированы таким образом, что состав преступления будет иметь место только при умышленной или только при неосторожной формах вины. Некоторые преступления могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности
Если в конкретном деянии отсутствует требуемая законодателем форма вины, то нет оснований говорить о составе преступления. Так, статьей 115 УК РФ установлена ответственность за умышленное причинение легкого вреда здоровью, то же деяние, совершенное по неосторожности, не образует состава преступления.
2. Принцип вины предполагает персональный, индивидуально определенный характер ответственности. Следовательно, к уголовной ответственности может быть привлечено вменяемое лицо, которое лично совершило преступление либо участвовало в его совершении. Безусловно, ответственность не может возлагаться на других лиц (например, родителей, опекунов и др.), на юридических лиц.
Ни одно деяние, совершенное невиновно (в юридической литературе используется термин «казус»), какие бы тяжкие последствия оно ни причинило, не может рассматриваться как преступление.
Вина подлежит установлению в отношении каждого из вмененных лицу деяний, в том числе путем оценки его психического отношения к квалифицирующим признакам состава преступления, влияющим на определение оснований, пределов ответственности, с учетом недопустимости двойного вменения (см. комментарий к ст. 6 УК РФ).
Как следует из ч.2 комментируемой статьи, объективное вменение, т.е. ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается. Деяние, совершенное невиновно, не влечет уголовно-правовых последствий, предусмотренных УК РФ. Объективное вменение проявляется в оценке признаков состава преступления без учета субъективного, психического отношения виновного лица к ним. Такая оценка может касаться всех признаков, относящихся к четырем элементам состава преступления: объекту, объективной стороне, субъекту, субъективной стороне. Например, суд может установить совокупность преступлений там, где в действительности имеет место одно продолжающееся преступление. Или форма вины может подменяться установлением факта причинной связи между действием лица и последствиями, имеющими общественно-опасный характер.
Позиция Конституционного Суда РФ
Решение работодателя о наложении на работника дисциплинарного взыскания может быть проверено в судебном порядке. При этом, осуществляя судебную проверку и разрешая конкретное дело, суд действует не произвольно, а исходит из общих принципов юридической, а следовательно, и дисциплинарной ответственности (в частности, таких, как справедливость, соразмерность, законность) и, руководствуясь оспариваемыми заявителем нормами Трудового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с другими его положениями, устанавливает факт совершения дисциплинарного проступка, оценивает всю совокупность конкретных обстоятельств дела, предшествующее поведение работника, его отношение к труду и др. (Определение Конституционного Суда РФ от 23.09.2010 N 1091-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Евстегнеева Юрия Федоровича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 81 и частью первой статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации»).
Комментарий к Ст. 5.61 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. До 2011 года оскорбление было уголовно наказуемым деянием. В настоящее время оскорбление декриминализировано, хотя специальные составы остались в ст. ст. , , , 336 УК РФ. Они отличаются по субъектам совершения противоправного деяния (например, военнослужащие), по лицам, в отношении которых оно совершено (судья, присяжный заседатель), а также по обстоятельствам совершения (исполнение потерпевшим должностных обязанностей).
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с гарантированными Конституцией РФ правами граждан на честь и достоинство. Конституция РФ предусматривает, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ч. 1 ст. 21). Каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23).
2. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий, выраженных в неприличной форме и направленных на унижение чести и достоинства другого лица.
Представленный в КоАП РФ подход к понятию оскорбления вызывает множество сложностей в правоприменительной практике. Во-первых, неопределенность терминов «честь» и «достоинство». Гражданский кодекс РФ, например, честь и достоинство относит к нематериальным, неотчуждаемым правам личности (благам). Во-вторых, понятие «неприличная форма» не может быть однозначно определено. Оценка формы отнесена на усмотрение судьи. В случае необходимости судья может принять решение о проведении судебной лингвистической экспертизы. Оскорбление может быть выражено в устной или письменной форме. Кроме этого, следует учитывать, что оскорбление может быть выражено не только в словесной форме, но и в невербальной, например, жесты, звуки, пощечины и т.д. В-третьих, судебная практика свидетельствует о том, что необходимо доказывать, что неприличные действия, образующие объективную форму оскорбления, были направлены именно на конкретное лицо, а не на всю ситуацию или происходящие события в целом.
3. Из характера деяния следует, что вина выражается в форме умысла, т.е. лицо осознает, что унижает честь и достоинство другого человека в неприличной форме, и желает этого.
Статья 5.61 КоАП РФ предусматривает два квалифицированных состава. Первый состав — оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ. В таких случаях гражданин может подвергаться оскорблению неоднократно при повторах или прочтениях текста. Вместе с тем, учитывая, что оскорбление зафиксировано в соответствующем источнике, его факт будет проще доказать.
Второй состав — непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или СМИ. В отличие от предыдущего состава, здесь предусмотрены специальные субъекты, т.е. только те должностные и юридические лица, в обязанности которых входит предупреждение или пресечение оскорбления. В качестве таких лиц могут выступать редакторы журналов, газет, выпускающие редакторы на радио и телевидении.
4. Решение вопроса о возбуждении дел в соответствии с правилами ст. 28.4 КоАП РФ отнесено к компетенции прокурора. Данная категория дел об административных правонарушениях рассматривается судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Толкование положений статьи 5 Конституции РФ
…из Постановления КС РФ N 16-П от 15.07.1996г.
…Согласно Конституции Российской Федерации (статья 5, части 1 и 4; статья 11, часть 3; статьи 71, , , ) все составляющие Российское государство республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа являются равноправными субъектами Российской Федерации. Причем специально оговаривается, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все они равноправны между собой. Это выражается, в частности, в единообразии конституционного подхода к распределению предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и диктует установление федеральным законодателем единых правил взаимоотношений федеральных органов государственной власти со всеми субъектами федерации…
…из Определения КС РФ N 250-О от 06.12.2001г.
…Положение о полноте законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которой обладают субъекты Российской Федерации в порядке статьи 73 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать в системном единстве не только с положениями статьи 76 (части 2 и 5), согласно которым по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут им противоречить, а в случае противоречия действует федеральный закон, но и с положениями статьи 77 о том, что самостоятельное установление субъектами Российской Федерации системы своих органов государственной власти должно соответствовать основам конституционного строя, общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом (часть 1), и что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (часть 2), а следовательно, и те, и другие должны подчиняться единым принципам и правилам функционирования этой системы…
…Конституция Российской Федерации, определяя в статье 5 (части 1 и 4) статус перечисленных в статье 65 (часть 1) республик как субъектов Российской Федерации, исходит из относящегося к основам конституционного строя Российской Федерации (а значит, и к основам конституционного строя республик) принципа равноправия всех субъектов Российской Федерации, в том числе в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Признание же за республиками суверенитета — при том, что все другие субъекты Российской Федерации им не обладают, — нарушило бы конституционное равноправие субъектов Российской Федерации, сделало бы невозможным его осуществление в принципе, поскольку субъект Российской Федерации, не обладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным государством.
Следовательно, использование в статье 5 (часть 2) Конституции Российской Федерации понятия «республика (государство)» применительно к установленному ею федеративному устройству не означает — в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 года — признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно — правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера…