Глава 44 ТК РФ. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству

Содержание и структура коллективного договора

Согласно ст. 41 Трудового кодекса, содержание и структура коллективного договора определяются на усмотрение сторон. В этот документ может включаться перечень обязательств работников и работодателя. Согласно ст. 41 Трудового кодекса, примерный перечень вопросов, которые может регулировать коллективный договор, включает:

  1. Форму, систему и размеры оплаты труда.
  2. Особенности выплаты пособий и компенсаций.
  3. Действующий механизм регулирования оплаты труда, который учитывает рост цен, инфляцию, выполнение плановых показателей по коллективному договору.
  4. Вопросы занятости, переобучения и высвобождения персонала.
  5. Рабочее время и время отдыха, включая такие аспекты, как предоставление и продолжительность отпусков.
  6. Улучшение условий и охраны труда отдельных категорий сотрудников, в т. ч. женщин и молодежи.
  7. Порядок соблюдения интересов сотрудников в процессе приватизации государственного и муниципального имущества.
  8. Каким образом обеспечивается экологическая безопасность и охрана здоровья сотрудников на производстве.
  9. Каковы гарантии и льготы для обучающихся сотрудников.
  10. Возможности частичной или полной оплаты труда работников.
  11. Предусмотренные возможности для оздоровления и отдыха сотрудников и членов их семей.
  12. Как будет контролироваться исполнение трудового договора, каков порядок внесения изменений, дополнений, ответственность сторон, информирование работодателем сотрудников об исполнении договора.
  13. Обязательства сотрудников отказаться от забастовок, если работодатель будет должным образом исполнять коллективный договор.
  14. Прочие вопросы, определенные сторонами.

Структура коллективного договора должна содержать в себе:

  1. Наименование документа и присвоенный ему номер.
  2. Место и дату подписания документа.
  3. Наименование компании-работодателя.
  4. Общие положения: реквизиты работодателя, предмет соглашения, стороны соглашения, на кого распространяются положения договора.
  5. Перечень вопросов, который регулируется коллективным договором.
  6. Перечень приложений.
  7. Подписи сторон, печать работодателя.

Работодатель обязан довести положения коллективного договора до каждого сотрудника. Например, через каналы внутренней коммуникации (по электронной почте) или на собраниях и конференциях.

Понятие и виды занятости

Занятость – это не противоречащая
законодательству деятельность граждан,
связанная с удовлетворением личных и
общественных потребностей и приносящая,
как правило, заработок (трудовой доход).

Виды занятости:

1) работа по найму в течение полного
или неполного рабочего времени, включая
временные и сезонные работы. Временное
отсутствие на работе не прерывает
состояния занятости;

2) предпринимательство, в том числе
фермерство;

3) самостоятельное обеспечение себя
работой (лица творческих профессий);

4) работа на основе членства в
кооперативах и артелях;

5) выборная работа на оплачиваемых
должностях, государственная служба;

6) военная и приравненная к ней служба

7) учеба в любых очных учебных
заведениях, в том числе по направлению
службы занятости;

8) работа по гражданско-правовым
договорам;

9) подсобные промыслы и реализация
продукции по договорам.

Занятость должна быть:

• полной, т. е. удовлетворять спрос
на получение места;

• осуществлять достаточное обеспечение
существования занятому и членам его
семьи;

• свободно избранной.

Граждане выбирают вид деятельности
самостоятельно через коммерческие
службы занятости либо через государственную
службу занятости с предоставлением в
соответствующих случаях социально-правовых
гарантий и компенсаций.

Федеральная служба по труду и занятости
образована в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 6 апреля 2004 г.
№ 156.

В службу занятости могут обращаться
все граждане (занятые и незанятые).
Государственная служба занятости
оказывает гражданам услуги бесплатно.

Правовое регулирование занятости
населения осуществляется:

• федеральными законами (ТК РФ, Закон
«О статусе военнослужащих» и др.);

• ратифицированными государством
международными правовыми актами о
труде;

• указами Президента РФ («О
дополнительных мерах по защите беременных
женщин и женщин, имеющих детей до 3 лет,
уволенных в связи с ликвидацией
предприятий, организаций» и др.);

• постановлениями Правительства РФ
(Положение «Об организации работы по
содействию занятости в условиях массового
высвобождения работников» и др.);

• ведомственными актами (постановления
Министерства труда и социального
развития РФ);

• действующими актами упраздненной
в августе 1996 г. Федеральной службы
занятости;

• законами и иными актами субъектов
РФ.

• актами органов местного самоуправления
(они могут устанавливать иные критерии
массового высвобождения работников);

• коллективными договорами и
соглашениями.

Комментарий к статье 41 ТК РФ

1. В соответствии с принципом свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, законодательство содержит лишь рекомендации о круге вопросов, которые могут включаться в коллективный договор, предоставляя сторонам коллективных переговоров возможность самостоятельно определить его содержание и структуру.

2. В идеале коллективный договор должен являться документом, определяющим основные положения регулирования трудовых отношений в организации, у индивидуального предпринимателя. Трудовой кодекс устанавливает приоритет коллективно-договорного регулирования целого ряда вопросов. Об этом см. ст. ст. 70, 94, 96, 100, 101, 103, 111 — 113, 116, 119, 128, 131, 134 — 136, 139, 143, 144, 152 — 154, 159, 168, 173, 174, 176, 178, 179, 190, 196, 219, 263, 272, 302, 313, 320, 323, 325, 326, 348.1, 348.8, 348.10, 351, 374, 377, 414 ТК.

Кроме того, в коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с условиями, установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Включение таких условий в коллективный договор обусловлено финансово-экономическим положением работодателя.

ТРУДА РАБОТНИКОВ В ВОЗРАСТЕ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ

Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на
работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных
работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их
здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных
кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными
напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими
препаратами).

Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до
восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные
нормы.

нормы
тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 266. Медицинские осмотры (обследования) лиц в возрасте до восемнадцати лет

Примечание:

По вопросу, касающемуся порядка проведения предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования), см. Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90.

Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после
предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в
дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат
обязательному медицинскому осмотру (обследованию).

Предусмотренные настоящей статьей обязательные медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя.

Статья 268. Запрещение направления в служебные командировки,
привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и
нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет

Статья 270. Нормы выработки для работников в возрасте до восемнадцати лет

Для работников в возрасте до восемнадцати лет нормы выработки
устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально
установленной для этих работников сокращенной продолжительности
рабочего времени.

Для работников в возрасте до восемнадцати лет, поступающих на работу
после окончания общеобразовательных учреждений и образовательных
учреждений начального профессионального образования, а также прошедших
профессиональное обучение на производстве, в соответствии с трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими
нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными
нормативными актами, трудовым договором могут устанавливаться
пониженные нормы выработки.

При повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до
восемнадцати лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности
работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им
доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при
полной продолжительности ежедневной работы.

Труд работников в возрасте до восемнадцати лет, допущенных к сдельным
работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель
может устанавливать им за счет собственных средств доплату до тарифной
ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной
работы.

Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет, обучающихся в
общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях
начального, среднего и высшего профессионального образования и
работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально
отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель
может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет
собственных средств.

Статья 272. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет

Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет
определяются трудовым законодательством, коллективным договором,
соглашением.

Страницы:      42      | Оглавление

Порядок заключения коллективных договоров и соглашений.

1.Как
правило, инициатором заключения трудовых
договор являются работники которые на
общем собрании или конференции
большинством голосов принимают решение
о необходимости заключения коллективного
договора. Работодателю отправляется
протокол с результатами решения собрания
и в 7 дневный срок должны начаться
переговоры.
2.Для этих целей, на
паритетных началах формируется комиссия.
Требования к численности законом не
установлено, стороны сами решают, от
каждой стороны одинаковое количество.
Представители от работодателя определяются
приказом руководителя, чаще всего бывают
зам. директора, юрист, главный бухгалтер,
руководители структурных подразделений.
С представителями от работников (ст.37
ТК): а. если в организации два и более
профсоюза объединяют более 50 % работников,
то они образуют единый представительный
орган
пропорционально нормам
представительства; б. если один из
профсоюзов объединяет более половины
то он имеет право самостоятельно выбрать
своих представителей и начать переговоры
с работодателем.

в.
если не один из профсоюзов не объединяет
более половины и вместе они не объединяют
более половины, тогда они не могут
представлять интересов большинства,
то на общем собрании работников
определяется профсоюз, который будет
представлять интересы работников;

г.если
на общем собрании не смогли определить
профсоюз , который будет представлять
работников или в организации вообще
нет профсоюза, то на собрании ,большинство
голосов избирают иных представителей
из числа работников. Посторонние лица
не могут быть представителями
работников.
Но про работодателя не
указано из числа работников или
нет.
Разработка коллективного
договора.
1.Ст.40 Комиссия разрабатывает
в течение, 3 месяцев проект коллективного
договора.
Содержание коллективного
договора определяется по соглашению
сторон, рекомендуемый примерный перечень
положений дан в (ст.41).
2.По истечении
трех месяцев коллективный договор
подписывается по согласованным условиям.
Коллективный договор по не согласованным
условиям составляется протокол
разногласий и два варианта:
а. переговоры
продолжаются (ст.38), (но уже заседать не
могут в рабочее время, а только после
работы),
б.398 начинается процедура
коллективного трудового спора вплоть
до организации и проведении
забастовки.
Регистрация договора.
Ст.50
Представитель работодателя обязан в
течение 7 дней со дня подписания договора
направить коллективный договор на
уведомительную регистрацию в
соответствующий орган по труду. Органы
власти информируются, где заключены
коллективные договоры, они проверяют
коллективные договоры на предмет
соответствия коллективных договоров
Трудовому законодательству. Условия,
ухудшающие положения работников не
действительны и не подлежат применению.
Если работодатель, нарушая трудовое
законодательство, не отправил коллективный
договор на регистрацию то это не влияет
на факт действия коллективного договора,
потому что коллективный договор вступает
в силу со дня подписания сторонами.
Заключение
и изменение соглашений, требующих
бюджетного финансирования, по общему
правилу осуществляются сторонами до
подготовки проекта соответствующего
бюджета на финансовый год, относящийся
к сроку действия соглашения.

Генеральное
соглашение, отраслевые (межотраслевые)
соглашения по отраслям, организации
которых финансируются из федерального
бюджета, должны заключаться по общему
правилу до внесения проекта федерального
закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год в Государственную Думу
Федерального Собрания РФ.

Региональные
и территориальные соглашения должны
заключаться по общему правилу до внесения
проектов соответствующих бюджетов в
представительные органы субъектов РФ
и органов местного самоуправления.

Порядок,
сроки разработки проекта соглашения и
заключения соглашения определяются
комиссией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector