Статья 391. Порядок определения налоговой базы
Содержание:
- Комментарий к статье 391.2 ГПК РФ
- Комментарий к статье 382 ТК РФ
- Второй комментарий к Статье 391 Трудового кодекса
- Другой комментарий к статье 391.5 Гражданского Процессуального Кодекса РФ
- Комментарий к статье 391 Трудового Кодекса РФ
- Трудовой кодекс, N 197-ФЗ, ст 391 ТК РФ
- Статья 391 Гражданского кодекса РФ
- Комментарий к статье 382 ТК РФ
Комментарий к статье 391.2 ГПК РФ
1. В соответствии с ч. 4 ст. 112 ГПК РФ заявление лиц, названных в ч. 1 ст. 391.1 ГПК РФ, о восстановлении пропущенного процессуального срока, установленного ч. 2 комментируемой статьи и ч. 2 ст. 391.11 ГПК РФ, подается в суд, рассмотревший дело по первой инстанции. Указанный срок может быть восстановлен по заявлению как физического лица, так и организации только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи надзорной жалобы в установленный срок. В отношении физических лиц к таким обстоятельствам могут относиться тяжелая болезнь, беспомощное состояние и иные относящиеся к личности заявителя обстоятельства. В отношении организации такими обстоятельствами с учетом наличия у нее объективно больших по сравнению с физическим лицом возможностей для соблюдения срока на обжалование могут быть признаны любые обстоятельства, не зависящие от воли ее руководителей и (или) сотрудников, исключающие возможность своевременной подачи надзорной жалобы.
2. Заявление о восстановлении срока обжалования судебного постановления в порядке надзора рассматривается только в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле.
3. См. также комментарий к ст. ст. 112, 377 ГПК РФ.
Комментарий к статье 382 ТК РФ
1
Комментируемая статья содержит очень важное положение, в соответствии с которым индивидуальные трудовые споры рассматриваются лишь двумя органами — КТС и судами
2. Необходимо отметить, что сегодня трудовые споры рассматриваются районными судами. Почти 10-летний опыт (с 1998 по 2008 г.) рассмотрения большинства трудовых споров мировыми судами показал, что для эффективного разрешения такой сложной категории дел, как трудовые споры, необходимо было поднять уровень судебного органа, их рассматривающего. Таким образом, практически ситуация вернулась в прежнее русло.
3. Законодательство предусматривает в определенных случаях специальный порядок досудебного рассмотрения отдельных категорий трудовых конфликтов в рамках реализации такой государственной функции, как надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. К числу такого рода государственных органов относится федеральная инспекция труда. Органы федеральной инспекции труда, в частности, ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (ст. 356 ТК). Но это никоим образом не превращает их в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Второй комментарий к Статье 391 Трудового кодекса
1. Статья 391 ТК РФ предусматривает подведомственность трудовых споров суду. При этом различаются две группы трудовых споров. В ч. 1 данной статьи предусматривается обжалование в суд решений КТС работником, работодателем соответствующим профкомом, защищающим интересы работника, а также прокурором, считающим решение КТС незаконным. Таким образом, здесь суд принимает к рассмотрению трудовой спор, прошедший досудебную стадию его разрешения.
Вторая группа трудовых споров, рассматриваемых судом, — это споры, непосредственно (т.е. без рассмотрения их в КТС) подведомственные суду. Они указаны в ч. 2 и 3 ст. 391 ТК РФ.
2. В компетенцию суда входят трудовые споры: 1) которые могут быть рассмотрены КТС и 2) которые подлежат рассмотрению исключительно судом.
В круг трудовых споров, которые могут быть рассмотрены КТС и судом, входят:
а) споры, решение КТС по которым не удовлетворило работника или работодателя и они обжаловали такое решение в суд;
б) споры, по которым вынесено решение, противоречащее законам или иным нормативным правовым актам, по этому основанию с заявлением в суд обратился прокурор;
в) споры, по которым своевременно (в установленный ст. 387 ТК РФ срок) КТС не приняла решения и работник обратился в суд;
г) споры, подведомственные КТС, но если в организации она отсутствует, рассматриваются в суде;
д) споры, которые в соответствии с законодательством могут быть рассмотрены КТС, но работник, минуя ее, за разрешением возникшего спора обращается прямо в суд.
3. К исключительной компетенции суда отнесены трудовые споры, перечисленные в ч. 2 ст. 391 ТК РФ. При этом инициатива обращения в суд может принадлежать как работнику, так и работодателю. Каждому — по определенным в ст. 391 вопросам.
По заявлению работника непосредственно в судах рассматриваются трудовые споры:
а) о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора;
б) об изменении даты и формулировки причины увольнения;
в) о переводе на другую работу (до введения в действие ТК РФ эти споры вначале должны были рассматриваться в КТС, а теперь они КТС не подведомственны);
г) об оплате за время вынужденного прогула;
д) о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Перечень оснований (содержания) индивидуальных трудовых споров, подлежащих рассмотрению непосредственно в судах, дополнен еще одним — неправомерными действиями (бездействием) работодателя при обработке и защите персональных данных работника. Обязанности работодателя в этой области предусмотрены в главе 14 Кодекса, посвященной защите персональных данных работника.
Кроме того, непосредственно в суде рассматриваются индивидуальные трудовые споры:
а) об отказе в приеме на работу;
б) лиц, считающих, что они подверглись дискриминации;
в) лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц.
По заявлению работодателя непосредственно в суде рассматриваются только споры о возмещении работником материального ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В эту часть ст. 391 внесено уточнение: слова «вреда, причиненного организации» заменены словами «ущерба, причиненного работодателю», что точнее с позиции трудового законодательства.
4. Право формировать кадровый состав организации принадлежит работодателю. Он отбирает и принимает на работу людей, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для выполнения задач, которые стоят перед организацией. К числу основных прав работодателя относится право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, иными федеральными законами (см. ст. 22 ТК РФ). Вместе с тем трудовым законодательством предусмотрены случаи, когда работодатель обязан принять гражданина на работу, заключить с ним трудовой договор и не вправе отказать гражданину в этом. К таким работникам относятся:
а) лица, приглашенные на работу в порядке перевода из другой организации. Трудовой кодекс (ст. 64) запрещает отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы;
б) беременные женщины и женщины, имеющие детей.
Другой комментарий к статье 391.5 Гражданского Процессуального Кодекса РФ
1. Регламентация рассмотрения надзорных жалобы или представления прокурора охватывает регулирование взаимосвязанных институтов: сроки рассмотрения, полномочия суда на основании рассмотрения жалобы или представления и их процессуальное оформление. Такая регламентация установлена в ГПК РФ и претерпела некоторые изменения со вступлением в силу Федеральных законов от 4 декабря 2007 г. и от 9 декабря 2010 г.
Изменения, внесенные названными законами, обусловлены постановлениями Конституционного Суда РФ, указывающими на необходимость в разумные сроки установить процедуры, реально обеспечивающие своевременное выявление и пересмотр ошибочных судебных постановлений до их вступления в законную силу, и привести правовое регулирование надзорного производства в соответствие с признаваемыми Российской Федерацией международно-правовыми стандартами (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ «Нижнекамскнефтехим» и «Хакасэнерго», а также жалобами ряда граждан»).
2. Рассмотрение надзорных жалобы или представления прокурора производится судьей Верховного Суда РФ (тем судьей, которому было поручено рассмотрение надзорных жалобы или представления прокурора, председателем суда или его заместителем) по представленным материалам либо по материалам истребованного дела и без вызова лиц, участвующих в деле. Иными словами, рассмотрение надзорных жалобы или представления прокурора на предмет решения вопроса об истребовании дела осуществляется не в судебном заседании. При этом истребование дела оформляется запросом судьи, рассматривающего надзорные жалобу или представление, и подлежит незамедлительному исполнению.
Приостановление исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции допустимо только при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве (абз. 1 ч. 1 комментируемой статьи).
Просьба о приостановлении исполнения обжалуемого судебного постановления может быть заявлена в самих жалобе или представлении прокурора либо отдельно — в ходатайстве. Закон не оговаривает форму ходатайства. Очевидно, что это может быть лишь письменная форма, т.к. рассмотрение вопроса об истребовании дела осуществляется судьей единолично, без вызова лиц, участвующих в деле. Судья не обязан, а лишь вправе приостановить исполнение решения до окончания производства в суде надзорной инстанции.
Вопросы об истребовании дела и о приостановлении исполнения судебного постановления могут разрешаться судьей как одновременно, так и в разное время в зависимости от момента поступления просьбы о приостановлении исполнения обжалуемого в порядке надзора судебного постановления. По своей инициативе судья не вправе приостанавливать исполнение судебного постановления.
3. Предметом рассмотрения надзорной жалобы является выяснение того, имеются ли сомнения в законности судебного постановления, вступившего в законную силу, а следовательно, есть ли основания для истребования дела. Об основаниях для отмены или изменения судебного постановления см. комментарий к ст. 391.9 ГПК РФ.
4. Как в случае передачи дела для рассмотрения в судебном заседании, так и при отказе в этом судья выносит определение.
В случае отказа в передаче жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании надзорные жалоба или представление прокурора, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции. В данном случае действует общее правило, когда копии приложенных документов и собственно жалобы и представления остаются в суде, рассматривающем их.
С выводом судьи об отказе в истребовании дела могут не согласиться Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель. В этом случае Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель выносят каждый свое определение, которое должно также соответствовать требованиям ГПК РФ.
Комментарий к статье 391 Трудового Кодекса РФ
1. Подведомственность трудовых споров суду определяется ст. 391 и другими статьями ТК, а также ГПК.
Подведомственность трудовых споров судам определяется по закону, который действует на момент принятия судом искового заявления и рассмотрения его судом, например если решение суда по трудовому спору было отменено в порядке надзора, а в этот период изменился закон о компетенции суда.
Работник наделяется правом подачи заявления о рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя в приеме на работу и заключении трудового договора. Суд при рассмотрении заявления проверяет причины отказа в приеме на работу, выясняет вопрос о наличии свободных рабочих мест и т.д.
Работник обращается с заявлением в суд непосредственно, минуя КТС, в тех случаях, когда в организации КТС не образована.
2. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ст. 15). Поэтому суды при рассмотрении дел должны оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и в случаях выявленного противоречия при определении подведомственности применять Конституцию РФ. В частности, суд применяет Конституцию РФ, если придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления ее в силу, противоречит соответствующим положениям Основного Закона.
Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции РФ обязан принять решение согласно закону, регулирующему данные правоотношения. Так, решением Верховного Суда РФ от 10 июня 1996 г.
Трудовой кодекс, N 197-ФЗ, ст 391 ТК РФ
В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы права.
В судах рассматриваются индивидуальные по заявлениям, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы, когда они не согласны с решением комиссии по либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по спорам не соответствует законодательству и иным актам, содержащим нормы права.
работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
В судах рассматриваются индивидуальные по заявлениям, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением по либо когда обращается в суд, минуя комиссию по спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по спорам не соответствует законодательству и иным актам, содержащим нормы права.
Статья 391 Гражданского кодекса РФ
Официальный текст:Статья 391. Условие и форма перевода долга1. Перевод долга с должника на другое лицо может быть произведен по соглашению между первоначальным должником и новым должником.
В обязательствах, связанных с осуществлением их сторонами предпринимательской деятельности, перевод долга может быть произведен по соглашению между кредитором и новым должником, согласно которому новый должник принимает на себя обязательство первоначального должника.2. Перевод должником своего долга на другое лицо допускается с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным.Если кредитор дает предварительное согласие на перевод долга, этот перевод считается состоявшимся в момент получения кредитором уведомления о переводе долга.3. При переводе долга по обязательству, связанному с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи, первоначальный должник и новый должник несут солидарную ответственность перед кредитором, если соглашением о переводе долга не предусмотрена субсидиарная ответственность первоначального должника либо первоначальный должник не освобожден от исполнения обязательства. Первоначальный должник вправе отказаться от освобождения от исполнения обязательства.К новому должнику, исполнившему обязательство, связанное с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, переходят права кредитора по этому обязательству, если иное не предусмотрено соглашением между первоначальным должником и новым должником или не вытекает из существа их отношений.4. К форме перевода долга соответственно применяются правила, содержащиеся в статье 389 настоящего Кодекса.Комментарий юриста:Как видно из текста данной статьи, перевод долга осуществляется только с согласия кредитора. Поскольку необходимым условием для перевода долга является позитивное отношение кредитора, то договор о замене должника, должен заключаться между старым и новым должником.Ст. 391 ГК РФ не определяет судьбу поручительства и залога при переводе долга. В отличие от Гражданского Кодекса РСФСР, в Гражданском Кодексе РФ это урегулировано в соответствующих разделах, посвященных поручительству (статья 367) и залогу (статья 356). По общему правилу, при переводе долга залог и поручительство прекращаются.При замене должника, как при цессии (статья 384 Гражданского Кодекса РФ), необходимо учитывать специальные требования, установленные для осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности, например наличие лицензии.
Комментарий к статье 382 ТК РФ
1. Установление законодателем органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров свидетельствует, что соглашением сторон трудового договора или локальным нормативным правовым актом организации не может решаться вопрос о создании иных органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры.
2. Комиссия по трудовым спорам (КТС) — общественный орган, уполномоченный государством на выполнение правоохранительной функции.
Суд (районный суд) — это государственный орган, обеспечивающий защиту и охрану прав и интересов сторон трудового договора.
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 147-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ. 2008. N 30. Ч. I. Ст. 3603) исключены из подсудности мирового судьи дела, возникающие из трудовых отношений. Мировой судья не рассматривает трудовые споры в качестве суда первой инстанции.
В случаях, определенных законодателем, в отношении некоторых категорий работников установлено, что признать действия работодателя неправомерными может вышестоящий в порядке подчиненности орган (вышестоящее должностное лицо), что не лишает работника права обратиться за разрешением индивидуального трудового спора в суд. Таким образом, в качестве органа, рассматривающего индивидуальные трудовые споры, в некоторых случаях может выступать и вышестоящий в порядке подчиненности орган.
На основании п. 4 ст. 40 Закона о прокуратуре работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.
Пунктом 27 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 621 (САПП РФ. 1992. N 9. Ст. 608), установлено, что вышестоящий руководитель в пределах предоставленных ему полномочий имеет право отменить, смягчить или усилить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем, если найдет достаточные основания для такого решения (усиление дисциплинарного взыскания не допускается, если вопрос о взыскании рассматривается в связи с обращением виновного работника). Действие этого Положения распространено Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N 1032 на всех работников метрополитенов, за исключением работников жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, системы рабочего снабжения, общественного питания, сельского хозяйства, медико-санитарных учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений, библиотек, методических кабинетов, культурно-просветительных, спортивных и детских учреждений, пансионатов и домов отдыха (САПП РФ. 1993. N 42. Ст. 4008).
3. Государственный инспектор труда наделен функцией по оценке правоприменительной деятельности работодателя:
- когда трудовой спор рассматривается КТС. Часть 2 ст. 357 ТК предоставляет право профсоюзному органу, работнику, иному лицу обращаться в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда);
- когда обжалуется решение работодателя об увольнении работника (ст. 373 ТК).
Государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право предъявить работодателю предписание об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работника, подлежащее обязательному исполнению.
4. Обращение работника в КТС, районный суд зависит от подведомственности возникшего трудового спора.
Подведомственность трудового спора — это определение органа, который вправе принять трудовой спор к своему рассмотрению. Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора играет большую практическую роль, поскольку решение спора некомпетентным органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.
О трудовых спорах, подведомственных КТС, см. ст. 385 ТК, о трудовых спорах, подведомственных суду, — ст. 391 ТК.