Биржи и службы занятости в Москве

Службы занятости

В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости.

Службу занятости возглавляет и организует Федеральная служба по труду и занятости. В регионах созданы службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости.

Службы занятости в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1919 г., и соответствующими законами и нормативными актами РФ.

Центры занятости решают следующие основные задачи:

  • сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;
  • консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
  • профессиональная ориентация всех групп населения;
  • выплата пособий по временной незанятости;
  • консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы;
  • оказание помощи в кадровом планировании предприятий;
  • организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы;
  • социально-психологическая работа с клиентами.

В соответствии с Законом Российской Федерации о занятости населения безработными признаются трудоспо- собныс граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней.

Закон утверждает ряд положений. Готовность трудиться означает, что клиент принимает предложение о работе, соответствующей профилю своего образования, с учетом стажа, навыков, стремится пройти профессиональную подготовку или переподготовку, чтобы занять определенное место работы.

Закон признает «подходящей работой» такую, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, опыта прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Эта работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка по последнему месту работы.

Служба занятости обязана принять решение о признании гражданина безработным не позднее 11 дней с момента предъявления им соответствующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы.

Службой занятости не могут быть признаны безработными следующие категории граждан:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • лица, которым назначена пенсия, исключая инвалидов III группы;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы;
  • впервые ищущие работу, а также не имеющие профессии в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки, от предложенной оплачиваемой работы (даже временной).

Для потерявших работу в связи со структурными изменениями в экономике, закрытием или перепрофилированием производства закон предусматривает сохранение стажа и среднего заработка в период трудоустройства, но не более трех месяцев.

Окружные центры занятости населения ЦЗН АО города Москвы

Центры занятости населения административных округов Москвы (ЦЗН АО) являются структурными подразделениями Департамента труда и занятости населения города Москвы, осуществляющими реализацию государственной политики в области труда, занятости населения и трудовой миграции на территории соответствующих округов Москвы.

Список столичных окружных центров занятости:

  • Центр занятости населения Восточного административного округа города Москвы (ЦЗН ВАО)
  • Центр занятости населения Западного административного округа города Москвы (ЦЗН ЗАО)
  • Центр занятости населения Зеленоградского административного округа города Москвы (ЦЗН ЗелАО)
  • Центр занятости населения Северного административного округа города Москвы (ЦЗН САО)
  • Центр занятости населения Северо-Восточного административного округа города Москвы (ЦЗН СВАО)
  • Центр занятости населения Северо-Западного административного округа города Москвы (ЦЗН СЗАО)
  • Центр занятости населения Центрального административного округа города Москвы (ЦЗН ЦАО)
  • Центр занятости населения Юго-Восточного административного округа города Москвы (ЦЗН ЮВАО)
  • Центр занятости населения Юго-Западного административного округа города Москвы (ЦЗН ЮЗАО)
  • Центр занятости населения Южного административного округа города Москвы (ЦЗН ЮАО)

Государственная служба занятости населения и ее функции

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости. В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Таким образом, понятие «занятость» стало понятием, охватывающим все сферы жизнедеятельности человека, а не только его экономическую составляющую. Занятость по своей сути — это активное, творческое отношение субъекта занятости к своей жизнедеятельности. Это не только наделение работников местами для оплачиваемой работы, но и показатель совокупного трудового потенциала общества, включающий материальную, трудовую, социально-экономическую, культурную и другую деятельность.

Государственная служба занятости — это специальная организация, существующая за счет бюджета и осуществляющая свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Она трудоустраивает работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости, — человек должен быть безработен.

Основными направлениями ее деятельности являются:

  • 1. регистрация безработных;
  • 2. регистрация вакантных мест;
  • 3. трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
  • 4. изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
  • 5. тестирование лиц, желающих получить работу;
  • 6. профессиональная ориентация и переподготовка безработных;
  • 7. выплата пособий зарегистрированным безработным.

Функции службы занятости многообразны:

  • — оценивает состояние и прогноз развития занятости населения, информирует о положении на рынке труда;
  • — разрабатывает и реализует федеральную, территориальные (краевые, областные, районные, городские) и другие целевые программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  • — выступает в качестве посредника на рынке труда, что позволяет упорядочить процедуру найма рабочей силы и сократить время на поиски работы;
  • — осуществляет социальную поддержку наемных работников в условиях вынужденной безработицы и страхование безработных в самой различной форме: выдача пособий, компенсаций, организация рабочих мест и т.п.;
  • — изучает спрос и предложение рабочей силы, собирает и обобщает информацию о потребностях рабочей силы по профессиям и регионам;
  • — организует профессиональную ориентацию молодежи с учетом ближайших и более отдаленных по времени перспектив;
  • — проводит обучение и переобучение новым профессиям тех, кто не имеет специальностей, нужных для рынка труда в данное время и в перспективе

Чаще всего служба занятости является автономной, но находится под контролем Министерства труда. При этом она имеет региональные и местные отделения, территориальные органы (консультационные пункты и др.), подчиненные национальной службе занятости. Роль местных отделений служб занятости нельзя недооценивать. Эти отделения на переднем крае работы с людьми и должны учитывать их самые разнообразные потребности. Именно способность местных отделений служб занятости удовлетворять эти потребности свидетельствуют об эффективности всей организации работы с экономически активным населением.

Государственная служба занятости в России играет важную роль и очень позитивную роль, но далеко не все проблемы она в состоянии решить. Российский рынок труда продолжает генерировать новые свободные рабочие места, возникающие вследствие высокой текучести кадров. Именно поэтому служба занятости подчас с большим трудом подыскивает для граждан, ищущих работу, нужные рабочие места, особенно если это работники квалифицированные.

Недостатком работы службы занятости является слабый контроль за лицами, получающими в течение года пособия по безработице. Обычно или предлагают мало вариантов трудоустройства и довольно формально принимают отказы от предлагаемой службой занятости работы.

Службы занятости испытывают недостаток финансовых ресурсов для осуществления мероприятий, реализующих активную социальную политику на рынке труда.

Советы для соискателей

Современный закон, в отличие от советского, позволяет россиянину оставаться безработным и жить на пособие (хотя его размер, мягко говоря, незначителен). Тем не менее, нужно и можно пользоваться теми возможностями, которые предоставляет биржа труда для различных категорий граждан:

  • Выпускнику, находящемуся в поиске работы, рекомендуется встать на учет сразу после получения диплома (если, конечно, нет предложения сразу трудоустроиться). Даже если он будет получать пособие всего пару месяцев, это поддержит его материально.
  • Лица предпенсионного возраста, лишившиеся по любым причинам места труда, могут встать на учет и продлевать срок своего пребывания в статусе безработного до самой пенсии, раз в год соглашаясь на какую-либо подработку.
  • Можно использовать биржу для открытия собственного дела. Для этого достаточно трижды отказаться от предложенного места и заявить о своем желании открыть ИП или ООО. Нужно будет подготовить бизнес-план, предоставить его на суд комиссии и в случае положительного решения пройти собеседование. Размер «подъемных» – 58 000 рублей.

Таким образом, возможности, предоставляемые биржей труда довольно большие. Надо только уметь воспользоваться этими преимуществами. Конечно, можно просто получать пособие и не пытаться трудоустроиться. Но смысл работы службы занятости – помочь человеку найти свое признание, интересную и материально выгодную профессию.

Социально-психологическая работа в системе службы занятости

В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости РФ — содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки. Оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.

Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации.

После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы. Это либо поиск вакансий по прежней специальности, либо получение смежной или новой профессии, в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможности для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в результате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска работы, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства.

Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сферам деятельности, направлению профессионального обучения.

Консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности («человек-природа», «человек-техника», «человек-художественный образ», «человек-человек»), наиболее соответствующее его желаниям и склонностям. Именно направление, а не профессию. Затем идет совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий.

Если консультируемый смог подобрать себе новую специальность и по ней есть вакансия, специалисты отделов переобучения совместно с клиентом определяют, в каком учебном заведении он сможет ее получить.

Профессиональное консультирование можно подразделить на индивидуальное и групповое.

Личностная консультация проводится, если психолог чувствует: что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера.

Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать поданной профессии.

Каким образом встать на биржу труда по месту жительства

Вопрос постановки человека на учет как безработного регулируется законом «О занятости населения в РФ». Согласно ему, в эту категорию могут быть включены:

  • лица трудоспособного возраста (мужчины – от 16 до 60 лет, женщины – от 16 до 55 лет);
  • не имеющие официального места работы;
  • зарегистрированные на бирже труда.

Только такие лица получают пособие и предложения о трудоустройстве от специалистов службы занятости. При этом на бирже труда не будут зарегистрированы:

  • дети моложе 16 лет и пенсионеры;
  • студенты-очники;
  • военнослужащие;
  • осужденные к исправительным работам;
  • подавшие подложные документы.

Чтобы встать на учет на бирже труда по месту жительства, необходимо предоставить такую документацию:

  • заявление по форме;
  • паспорт;
  • диплом или справку от учебного заведения;
  • трудовую книжку;
  • справку о зарплате за последние 3 месяца (можно взять банковскую выписку, если предприятие ликвидировано).

Тем, кто еще не имеет опыт работы или в последний раз был официально трудоустроен более года назад, нужно предоставить только паспорт и диплом.

В течение 10 дней специалисты службы будут анализировать документы и примут решение о признании или не признании соискателя безработным. Также в течение этого срока соискателю должны предложить:

  • не менее 2 потенциальных мест трудоустройства;
  • поучаствовать в общественных работах;
  • отправиться на курсы переподготовки (за счет биржи труда).

В случае отказа от всех этих перспектив заявителю назначат пособие в размере среднего месячного заработка (но не менее 850 и не более 4900 рублей плюс районный коэффициент). Так работает любая служба занятости, в том числе каждая биржа труда в Москве по месту жительства.

Затем соискателю положено ежемесячно отмечаться у «прикрепленного» специалиста и отчитываться о поиске работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector