Профсоюзные новостиСтатьи и материалыВнесены изменения в закон о профсоюзах материалы по теме

Содержание:

Последние изменения, внесенные в содержание закона

Последние изменения в описываемый Федеральный закон 10 были внесены 3 июля 2016 года, при принятии ФЗ номер 305. Изменения произошли в статье 4, пункте 2. В этом пункте была исключена фраза «органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

В ст. 7 ФЗ о профессиональных союзах написано, что устав таких объединений обязательно должен предусматривать следующее:

  • Полное название и подробное описание целей и задач объединения;
  • По какому порядку будет происходить возможная реорганизация или ликвидация, а также что будет происходить с имуществом в таких случаях;
  • Перечисление категорий работников и граждан, входящих в объединение;
  • Подробный адрес, где находится профсоюз;
  • Описание процесса принятия работника в проф объединение, а также исключение из него и права, обязанности и полномочия участников;
  • Оформление источников дохода и процесс управления общим имуществом;
  • Описание территории и ее границ, на которую распространяется деятельность профсоюзов;
  • Процессы внесения оплаты и взносов, а также порядок, по которому происходят какие-либо изменения в уставе;
  • Оформление процесса, по которому союз был организован и перечисление его полномочий;
  • Структура организации.

Согласно этой статье, профессиональные союзы должны самостоятельно составлять собственный устав, организовывать деятельность, проводить собрания и т. д.

Скачать текст 10 ФЗ в последней редакции

Текст настоящего Федерального закона будет полезен всем работникам, так как каждый из них имеет право создать или вступить в проф объединение. Сплотившись в группу, работники могут защищать собственные права и регулировать деятельность по защите интересов и свобод. Кроме того, этот закон регулирует некоторые аспекты правоотношений между работником и работодателем. Поэтому рекомендуется изучить текст описываемого закона.

Статья 3. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

первичная профсоюзная организация — добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя — индивидуального предпринимателя, действующее на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо на основании устава первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза. В структуре первичной профсоюзной организации могут образовываться цеховые профсоюзные организации, профсоюзные группы или иные структурные подразделения в соответствии с уставом соответствующего профсоюза;

общероссийский профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности. В структуре общероссийского профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации;

общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов — добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;

межрегиональный профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации. В структуре межрегионального профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации;

межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;

территориальная организация профсоюза — добровольное объединение членов профсоюза, состоящих в первичных и иных профсоюзных организациях, входящих в структуру одного общероссийского или межрегионального профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района;

профсоюзный орган — орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или уставом первичной профсоюзной организации;

профсоюзный представитель (доверенное лицо) — профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, уставом первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа;

организация — предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и подчиненности;

работодатель — организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;

работник — физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования;

член профсоюза — лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.

Федеральный закон о профсоюзах их правах и гарантиях их деятельности

Принят ФЗ под номером 10 был в январе 1996-ого года. Всего данный федеральный закон состоит из шести основных глав. Кроме основных и заключительных положений, это основные права, их гарантии, их защита и ответственность профсоюзов. Всего в настоящее время в состав последней редакции нормативно-правового акта входит 33 статьи.

Суть этого ФЗ РФ отражает статья о предмете регулирования. Таким предметом в этом ФЗ выбраны отношения, которые появляются в результате объединения профессиональных союзов.

Само понятие профсоюзов определяется как добровольное объединение лиц, которые связаны между собой профессиональной деятельностью. Всем без исключения таким организациям отведены абсолютно одинаковые права. Вступить в данное объединение может человек:

  • которые достиг 14-летнего возраста;
  • который ведет трудовую деятельность.

Состоять в профессиональных союзах могут даже те граждан России, которые выехали за пределы страны.

О чем гласит ФЗ о профсоюзах их правах и гарантиях деятельности?

Данный ФЗ определяется целый ряд понятий, связанных с профессиональными союзами. В нем можно найти определения таких понятия:

  • первичная организация;
  • общероссийский и межрегиональный профсоюз;
  • общероссийская ассоциация.

В статье 8-ой установлено, что правоспособной такую организацию могут признать лишь тогда, когда она будет внесена в ЕГРЮЛ. Чтобы зарегистрировать подобное объединение, необходимо обратиться в территориальный орган. Специалистам нужно представить копии устава, решения собраний о создании и перечень участников. На то, чтобы принести документы, у этих организаций есть ровно месяц после образования.

Когда был принят первый о профсоюзах федеральный закон?

История данного понятия и соответствующих ему нормативно-правовых актов начинается в Англии. Именно там рабочие в 18-19 веках начали большими силами бороться за права и гарантии при ведении своей деятельности. Там их объединения назывались трейд-юнионами. По примеру Англии объединяться начали рабочие США, Германии и Франции. Не стала исключением и Россия.

В России данная история началась с манифеста 1905-ого года, когда рабочим было разрешено объединяться. Принять такое решение правительству пришлось из-за того, что массово возрастало рабочее движение. Официально издан нормативный акт был уже в 1906-ом году. Его название — Временные правила о профобществах. Несмотря на различные мнения в общества по поводу содержания этого закона, он оставался единственным в своем роде до 1917 году.

В СССР же и вовсе был создан специальный совет профессиональных союзов, проводивший первый съезды уже в 1918-ом году. Сейчас в России членами этих организация являются десятки миллионов человек.

В ДНР и ЛНР также регулируется деятельность таких объединений. В этих непризнанных республиках даже созданы соответствующие федерации.

Закон о профсоюзах с дополнениями и изменениями на сегодня

В основную редакцию, принятую в январе 96-го, постоянно вносятся дополнения. Это делается посредством принятия других ФЗ, постановлений и определений Конституционного Суда страны. Например, одно из последних дополнений коснулось сферы действия федерального закона. В этом изменении было сказано, что особенности его применения определяются специальными ФЗ еще и для сотрудников войск нацгвардии России. А органы контроля за оборотом психотропных веществ наоборот исключили из данного списка. Также относительно недавно все слова «положение» в тексте федерального закона были заменены словами «устав».

Закон 10-ФЗ о профсоюзах России в 2018 году

Федеральный закон о профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности был принят в конце 1995 года под номером 10-ФЗ. Вступил в силу он в первых числах 1996 года и соответственно этой дате числится в реестре.

Структурно документ состоит из шести глав, каждая из которых представляет собой определенный раздел. Все вопросы, поднятые данными разделами рассмотрены в 33 статьях. Тематическое разделение данного законоположения рассматривает следующие аспекты:

  • общие положения — устанавливают основные понятия закона, дают определения и правовые основы, которые относятся к профессиональным союзам;
  • основные права — правовое регулирование деятельности профессиональных объединений;
  • гарантии имеющихся прав — механизмы, которые обеспечивают сохранение и защиту прав союзов и работников;
  • защита прав — порядок и обеспечение союзов защитой, а также ответственность, к которой можно привлечь организацию за нарушение их прав;
  • ответственность профессиональных объединений;
  • заключительные положения, регулирующие вступление законоположения в силу и соответствие правовых актов.

На 2018 год актуальна последняя редакция документа с изменениями за июль 2016 года. Последние внесенные поправки вступают в силу именно с января 2017 года, а потому на данный момент последняя редакция является наиболее востребованной.

Глава 2 закона о профсоюзах 10-ФЗ

Вторая глава Федерального закона о профсоюзах устанавливает их основные права. В соответствии со статьями данной главы можно выделить следующие правовые основы деятельности профессиональных объединений:

  • обеспечение правовой защиты работников, соблюдение и представление их интересов;
  • помощь в обеспечении занятости населения;
  • ведение переговоров с организациями, работниками и работодателями, заключение соглашений, осуществление функций контроля над их исполнением;
  • решение возникающих споров в трудовой деятельности;
  • установление взаимоотношений между работодателем и работником;
  • получение информации;
  • подготовка и предоставление дополнительного профессионального обучения;
  • осуществление функций контроля по обеспечению соблюдения трудового законодательства;
  • функции охраны трудовой деятельности, а также окружающей среды;
  • обеспечение интересов и социальная защита работников.

Данная глава таким образом раскрывает правовую сторону всего законоположения 10-ФЗ. Именно она со своей стороны создает юридическую основу для профессиональных союзов и их сферы участия. Отчасти они также регулируют и правовую защиту граждан.

Статья 28 Федерального закона о профсоюзах РФ

Согласно данному положению работодатель обязуется предоставить профессиональному союзу помещения, оборудование, транспорт — все, что необходимо для полноценной деятельности. Указывается также на правовую основу коллективного договора, заключаемого с работодателем.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

(в ред. Федеральных законов , , , , , )

Принят Государственной Думой 15 декабря 1994 года

Одобрен Советом Федерации 20 января 1995 года

Статья 1

Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Российской Федерации:

1. В РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 351; 1992, N 11, ст. 531):

изложить в следующей редакции:

«Статья 90. Военная служба и другая, приравненная к ней, служба, включаемая в общий трудовой стаж

Служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.»

статьи 92 изложить в следующей редакции:

«г) проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;»

часть первую после абзаца седьмого дополнить абзацем следующего содержания:

«военная служба по призыву — в двойном размере.».

2. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона )

3. В РСФСР «О свободе вероисповеданий» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 21, ст. 240):

дополнить частью четвертой следующего содержания:

«Создание религиозных объединений в воинских частях не допускается.»

часть четвертую после слов «Администрация данных учреждений» дополнить словами «, за исключением командования воинских частей,».

4. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона )

5. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона )

6. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона )

7. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона )

8. В Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1974):

сноску к дополнить словами «Граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей к данной категории не относятся.»

абзац шестой изложить в следующей редакции:

«проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;»

в :

сноску к после слова «переселенцы» дополнить словами » граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей.»

дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные (муниципальные) предприятия, в государственные (муниципальные) учреждения и организации.»

статьи 23 после слова «мест» дополнить словами «, а также жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.»

в названии и части первой слова «из Вооруженных Сил, внутренних, железнодорожных войск, органов государственной безопасности и» заменить словами «с военной службы и из органов».

9. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона )

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль.

27 января 1995 года.

N 10-ФЗ

История

Позиции сторон конец 1919 — середина 1920

Позиция «платформы Троцкого» — «индустриалисты»

27 декабря 1919 г. Л. Д. Троцкий — глава Комиссии по выработке плана введения всеобщей трудовой повинности и ближайших практических мероприятий по мобилизации рабочей силы — публикует тезисы «О мобилизации индустриального пролетариата, трудовой повинности, милитаризации хозяйства и применении воинских частей для хозяйственных нужд», в которых в разделе «Милитаризация хозяйства» указывается:

На IX Съезде РКП(б) (29 марта — 5 апреля 1920 г.) Троцкий в полемике с «профессионалистом» очерчивает его видение роли и задач профсоюзов:

Позиция Троцкого зимой 1920 поддерживалась большинством ЦК РКП(б), но к IX Съезду РКП(б) практическое воплощение теоретических наработок Троцкого показало низкую эффективность, а начавшаяся дискуссия о роли профсоюзов продемонстрировала наметившиеся разногласия в ЦК по данному вопросу.

Позиция «профессионалистов» — «рабочей оппозиции»

С момента появления тезисов Троцкого в январе 1920 года рядом профсоюзных руководителей выдвигаются тезисы — по представленной Бухариным в докладе на IX Съезде версии — о том, что «профсоюзы и их объединение — ВЦСПС — должны заменить, в конце концов, Совнарком» (Ларин) и «в области производства, в области экономических отношений все права и все функции должны быть переданы профсоюзам целиком» (Шляпников).

Конец 1920 — начало 1921

К осени 1920 позиция Троцкого уже не находила поддержки большинства в ЦК РКП(б).

Пленум ЦК РКП(б) (8—9 ноября 1920) отклонил тезисы, направленные Троцким, и, по предложению Ленина, создал комиссию для разработки мер, направленных на развёртывание профсоюзной демократии, во главе с Зиновьевым.

Сторонниками Троцкого к этому времени были Н. Н. Крестинский, Х. Г. Раковский, Л. П. Серебряков и др.

«Рабочая оппозиция» приобрела более четкие формы, позицию и лидеров — А. Г. Шляпникова и А. М. Коллонтай, — предлагавших устранить бюрократические образования — наркоматы, главки и т. п. — и передать профсоюзам управление всем народным хозяйством.

В дополнении к «рабочей оппозиции» оформилась Группа демократического централизма во главе с А. С. Бубновым, Н. Осинским, Т. В. Сапроновым и др. которая поддерживала позиции широкой коллегиальности в органах управления и высказывала неприятия «назначенчества и единоначалия», продвигаемого в профсоюзное движение платформой Троцкого.

Менее радикальной версией тезисов Троцкого была появившаяся в то же время «буферная группа» (Н. И. Бухарин, Е. А. Преображенский и др.)

К концу декабря 1920 в РКП(б) оформилась группа ЦК во главе с Лениным, Зиновьевым, Каменевым, Сталиным и Я. Э. Рудзутаком, которые предложили т. н. «платформу 10-ти».

Зима-весна 1921

Основной накал «дискуссии о профсоюзах» пришёлся на Х Съезд РКП(б).(8-16 марта 1921 г.). На нём же были «подведены» и «итоги» дискуссии о профсоюзах — В. И. Ленин высказал тезис, что вопрос о роли профсоюзов не является главным вопросом политики партии в данный момент, и охарактеризовал профсоюзную дискуссию как «навязанную», «непозволительную роскошь». В докладе и в заключительном слове по отчету ЦК В. И. Ленин призвал к сплочению партии и указал на недопустимость оппозиции в партии. На съезде большинством голосов была принята ленинская платформа о роли и задачах профсоюзов. Также была принята резолюция «О единстве партии», где поручалось распустить все фракции, образовавшиеся в ходе дискуссии, и не допускать более каких-либо фракционных группировок в РКП(б).

Несмотря на этот призыв, до конца 1920-х в РКП(б) указывалось на существование сторонников «правой» и «левой» оппозиции в партии, высказывавших отличные от «большинства» точки зрения или варианты управленческих решений на те или иные политические или экономические вопросы в стране.

В конце 1921 г. решения мартовского съезда нашли своё отражение в утверждённых ЦК РКП(б) 12 января 1922 г. тезисах «О роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики» которые по сути явились программным документом, определившим основные задачи профсоюзов в сложившихся условиях. С этого времени начинается радикальная перестройка, затронувшая цели, задачи, организационное строение, формы и методы деятельности профсоюзов.

Нарушение закона о профсоюзах

Что предусматривается, если был нарушен закон? Как гласит Федеральный закон, наниматели и иные должные лица, в том числе органы местного самоуправления могут нести:

  • Административную;
  • Уголовную;
  • Дисциплинарную ответственность.

Руководители общественных объединений могут привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, которые нарушают Постановление РФ и которые не выполняют обязанности, предусматривающие коллективным договором.

Как гласит работодатель, по требованию указанных профессиональных органов он обязан расторгнуть трудовой договор с должностными лицами, если таковое не выполняет обязательств по соглашению и коллективному договору.

Вправе ли профсоюз обратиться в суд о признании не соответствующего закона?

Если подается исковое заявление общественным работником, к нему должно быть приложено обычное заявление, которое составляется в свободной форме с решением обратиться в суд с защитой о нарушенных правах.

По личной инициативе профсоюзы могут обратиться с заявлением с просьбой о том, чтобы защитить согласованные права. В период своей деятельности они могут использовать право на юридическую помощь или создать свои службы. Члены общественного объединения смогут собственноручно получить квалифицированную консультацию у профессиональных сотрудников. Речь идет о защите собственных трудовых прав.

Использовать такие службы необходимо для того, чтобы повысить высокую эффективность деятельности касательно трудовых прав сотрудников.

Предыстория

Первые разногласия

Профессор Йошимаса Цудзи полагал, что начало дискуссии о профсоюзах было связано с разногласиями между В. И. Лениным и Л. Д. Троцким по поводу политики в отношении профсоюзов: дискуссия началась с выступления М. П. Томского против позиции Л. Д. Троцкого на заседании коммунистической фракции, 4 ноября 1920 года, во время Всероссийской профсоюзной конференции. Данное выступление стало первым случаем, когда Ленин явно отделил свои взгляды от идей Троцкого — и примкнул к позиции Томского. Однако, к тому моменту сами разногласия между Томским и Троцким продолжались уже как минимум год, в течение которого Ленин был скорее замечен в поддержке наркомвоенмора.

В связи со снижением интенсивности боевых действий на фронтах Гражданской войны, с декабря 1919 года «милитарист» Троцкий был привлечён к решению экономических проблем Советской Республики. Ему была поручена реализация программы по милитаризации экономики страны. В частности, милитаризация труда в РСФСР подразумевала переход от коллегиальности (системы управления комитетом завода или фабрики) к единоначалию и переходу от выборности руководства к его назначению «сверху». По мнению Цудзи, это означало и подчинение профессиональных союзов рабочих экономическим организациям центра, которые — в свою очередь — стали бы подчинены военным структурам.

Два года, проведенные на высшей военной должности, превратили Троцкого в ярого защитника той самой административно-командной системы в партии и государстве…

К тому моменту профсоюзы РСФСР массово направляли своих членов на фронт — в ответ на призывы Ленина и Троцкого к «милитаризации» всех сфер жизни. Юлий Мартов, тогда ещё находившийся на территории страны, и Карл Каутский, проживавший за границей, остро критиковали подход большевистских лидеров: см. Терроризм и коммунизм. Существенно против подобной политики были и союзники большевиков по Октябрьской революции — анархисты и левые эсеры. При этом и некоторые из коммунистов были весьма близки к подобным оценкам «милитаризации»: Рязанов, А. Лозовский, Н. Осинский, Т. В. Сапронов и другие. (Осинский и Сапронов критиковали генеральную линию партии и во времена заключения Брест-Литовского мирного договора).

«Тревожным» был и инцидент, произошедший 12 января 1920 года на заседании коммунистической фракции ВЦСПС: на заседании большинство оказалось в оппозиции к милитаризации труда и промышленности. Но на IX съезде партии Томский заявил о своем согласии с партийным руководством. В результате профсоюзные лидеры продолжили сотрудничать с большевиками до конца лета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector