Статья 353 ТК РФ. Государственный контроль надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1 Государственная инспекция труда Министерства труда и социальной политики Украины

Наиболее широкие полномочия в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде на территории Украины имеет Государственная инспекция труда Министерства труда и социальной политики Украины (далее Государственная инспекция), которая осуществляет контроль законодательства о труде на всех предприятиях, учреждениях, организациях независимо от форм собственности.

Государственная инспекция осуществляет контроль выполнения трудового законодательства по таким основным вопросам:

— о трудовом договоре и ведении трудовых книжек;

— об оплате труда, гарантии и компенсации;

— о рабочем времени и времени отдыха;

— о заключении и выполнении отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров;

— о трудовых отношениях в случае банкротства и приватизации предприятий;

— о возмещении вреда, причиненного работнику увечьем или другим повреждением здоровья, связанным с выполнением им трудовых обязанностей;

— о работе женщин, молодежи, инвалидов и других категорий граждан, которые требуют социальной защиты;

— о выплате работникам помощи государственного социального страхования;

— о трудовой дисциплине и материальной ответственности работников.

Свою деятельность государственная инспекция осуществляет при взаимодействии с другими органами государственного управления охраны труда, налоговой инспекцией, правоохранительными органами, местными органами государственной власти и органами местного самоуправления, профсоюзными объединениями, представителями сторон, которые подписали отраслевые или региональные соглашения и коллективные договоры.

В соответствии с возложенными на нее задачами Государственная инспекция выполняет следующие действия:

— контролирует соблюдение законодательства об охране труда на предприятиях, требует устранения выявленных нарушений;

— вносит на рассмотрение собственника или руководителя предприятия, а также органов государственной исполнительной власти предложения, направленные на устранение и предупреждение нарушений законодательства о труде;

— составляет в случаях, предусмотренных законодательством, протоколы об административных нарушениях требований законодательства о труде на предприятиях, организациях, учреждениях;

— оказывает содействие в организации правового обучения собственников (руководителей) предприятий и проведения разъяснительной работы относительно законодательства о труде;

— ведет прием граждан, рассматривает письма, жалобы граждан, предприятий по вопросам соблюдения законодательства о труде.

При этом должностные лица государственной инспекции не выступают как посредники и арбитры во время рассмотрения индивидуальных трудовых споров, сохраняют конфиденциальность источников информации о нарушении законодательства о труде. Их задача только собрать и обработать информацию о нарушениях в области соблюдения законодательства о труде и давать при необходимости предписания собственникам и руководителям предприятий, организаций, учреждений.

Должностным лицам государственной инспекции предоставляется право:

— беспрепятственно посещать предприятие с целью контроля за соблюдением законодательства о труде;

— ознакомляться с документами и беспрепятственно получать от министерств, других центральных и местных органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, копии приказов, распоряжений, протоколов, данных учета и отчетности и информацию по вопросам соблюдения законодательства о труде, другие документы и сведения, необходимые для выполнения инспекцией своих задач;

— в случае выявления нарушений законодательства о труде, давать собственнику (руководителю) предприятия предписания по их устранению. Предписания должностных лиц инспекции подлежат обязательному выполнению с сообщением в месячный срок о принятых мерах;

— ставить перед собственниками (руководителями) предприятий вопрос о наложении взыскания на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и занятости населения.

Распоряжения инспекции обязательны для выполнения на предприятиях, организациях и учреждениях любой формы собственности, но действия работников государственной инспекции могут быть обжалованы высшим должностным служебным лицом или вышестоящим органом государственной инспекции и в суде в порядке, установленном законодательством.

Основные полномочия федеральной инспекции труда

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

  • осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности согласно федеральным законам и иным нормативно-правовым актам РФ;
  • анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
  • осуществляет согласно законодательству РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

— осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

  • обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
  • анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
  • принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
  • запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

— ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

  • информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
  • готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту РФ и Правительству РФ;
  • производит надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ.

Всем работодателям надо учитывать, что в случае возникновения конфликтных ситуаций между работником и работодателем работники могут обратиться в инспекцию по труду, находящуюся в субъекте РФ, которая проведет проверку соблюдения трудового законодательства данным работодателем. Кроме проверок непосредственно по заявлениям граждан проверки могут быть и плановыми.

Также важной функцией инспекции по труду является осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве

Виды инструктажей, порядок их проведения и регистрация

По
характеру и времени проведения
инструктажи подразделяют: 1) вводный

2)
первичный на рабочем месте; 3) повторный;
4) внеплановый; 5) целевой.

Вводный
инструктаж.
Вводный инструктаж по безопасности
труда проводят со всеми вновь принимаемыми
на работу независимо от их образования,
стажа работы по данной профессии или
должности, с временными работниками,
командированными, учащимися и студентами,
прибывшими на производственное обучение
или практику, а также с учащимися в
учебных заведениях перед началом
лабораторных и практических работ в
учебных лабораториях, мастерских,
участках, полигонах. Инструктаж проводит
инженер по охране труда или лицо, на
которое приказом по предприятию
возложены эти обязанности. Проводят в
кабинете охраны труда. Вводный инструктаж
проводят по программе, разработанной
отделом охраны труда с учетом требований
стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций
по охране труда, а также всех особенностей
производства, утвержденной руководителем
(главным инженером) предприятия, учебного
заведения по согласованию с профсоюзным
комитетом. О проведении вводного
инструктажа делают запись в журнале
регистрации вводного инструктажа с
обязательной подписью инструктируемого
и инструктирующего. Наряду с журналом
может быть использована личная карточка
прохождения обучения.

Первичный
инструктаж на рабочем месте.
Первичный инструктаж на рабочем месте
до начала производственной деятельности
проводят: — со всеми вновь принятыми на
предприятие, переводимыми из одного
подразделения в другое; — с работниками,
выполняющими новую для них работ; — со
студентами и учащимися, прибывшими на
производственное обучение или практику
перед выполнением новых видов работ.
Лица, которые не связаны с обслуживанием,
испытанием, наладкой и ремонтом
оборудования, использованием инструмента,
хранением и применением сырья и
материалов, первичный инструктаж на
рабочем месте не проходят. Инструктаж
проводят по программам, разработанным
и утвержденным руководителями
подразделений предприятия. Программы
согласовывают с отделом охраны труда
и профкомом. Проводят с каждым работником
или с группой лиц, обслуживающих
однотипное оборудование. Все рабочие,
в том числе выпускники ПТУ,
учебно-производственных комбинатов,
после первичного инструктажа на рабочем
месте должны в течение первых 2 — 14 смен
пройти стажировку под руководством
лиц, назначенных приказом по цеху.
Рабочие
допускаются к самостоятельной работе
после стажировки.

Повторный
инструктаж.
Повторный инструктаж проходят все
рабочие, за исключением лиц, освобожд.
от провед. инстр. не реже одного раза в
полугодие. Повторный инструктаж проводят
индивидуально или с группой работников,
обслуживающих однотипное оборудование
и в пределах общего рабочего места по
программе первичного инструктажа на
рабочем месте в полном объеме.

Внеплановый
инструктаж.
1) при введении в действие новых или
переработанных стандартов, правил,
инструкций по охране труда, а также
изменений к ним; 2) при изменении
технологического процесса, замене или
модернизации оборудования, приспособлений
и инструмента, исходного сырья, материалов
и других факторов, влияющих на безопасность
труда; 3) при нарушении работающими и
учащимися требований безопасности
труда, которые могут привести или
привели к травме, аварии, взрыву или
пожару, отравлению; 4) по требованию
органов надзора; 5) при перерывах в
работе — для работ, к которым предъявляют
дополнительные (повышенные) требования
безопасности труда более чем на 30
календарных дней, а для остальных работ
— 60 дней. Внеплановый инструктаж проводят
индивидуально или с группой работников
одной профессии. Объем и содержание
инструктажа определяют в каждом
конкретном случае в зависимости от
причин и обстоятельств, вызвавших
необходимость его проведения. О провед.
инстр. делается запись в журнале регистр.
инстр.-ей, а также в личной карточке.

Целевой
инструктаж.
Проводят при выполнении разовых работ,
не связанных с прямыми обязанностями
по специальности (погрузка, выгрузка.);
ликвидации последствий аварий, стихийных
бедствий и катастроф; производстве
работ, на которые оформляется наряд-допуск,
разрешение и другие документы; проведении
экскурсии на предприятии. Он фиксир. в
наряде-допуске, с указ. № инстр. Работник,
провод. инстр. и инструктируемый подпис.
в наряде-допуске с указ. времени и даты
начала работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector