Документы системы ГАРАНТ

Комментарий к статье 335 ТК РФ

1. Положения комментируемой статьи предусматривают специальную гарантию лицам, осуществляющим педагогическую деятельность на протяжении длительного времени. Данная гарантия распространяется на определение специального времени отдыха, достаточно длительного по своей продолжительности. Возникновение права на такой длительный отпуск определяется рядом условий к стажу педагогической деятельности:
— непрерывность, т.е. отсутствие в трудовом стаже работника перерывов, превышающих установленные законом пределы, в течение которых непрерывный стаж сохраняется. Исключение из общего правила составляют случаи увольнения работника по сокращению численности или штата работника, предоставляющие ему специальные гарантии исчисления непрерывного стажа;
— длительность — осуществление педагогической деятельности непрерывно на протяжении более 10 лет подряд. Десятилетний стаж педагогической деятельности предоставляет право на получение работником данного вида отпуска. При этом возникновение права на отпуск не связано с работой исключительно в одной образовательной организации, а лишь указывает на непрерывность педагогической деятельности, в том числе осуществляемой в разных организациях.

Предусмотренная комментируемой статьей гарантия, с одной стороны, обеспечивает право работника на получение гарантированного ему законом вида времени отдыха. С другой стороны, предоставление работнику права на получение отпуска предопределяет обязанность работодателя предоставить по требованию работнику данный вид отпуска. Таким образом, инициатива предоставления данной гарантии принадлежит работнику, а работодателю вменяется в обязанности ее реализация.

2. Порядок предоставления отпуска, предусмотренного комментируемой статьей, регламентирован приказом Минобразования РФ от 7 декабря 2000 года N 3570 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года».

По общему правилу, на данный вид отпуска распространяются общие положения ТК РФ, применяемые в отношении иных видов отпусков, в частности отпусков без сохранения заработной платы, например, за работником, находящимся в длительном отпуске, сохраняется не только место работы, но и общий объем педагогической нагрузки, что является особенностью данной категории.

Другой комментарий к статье 333 ТК РФ

1. В силу прямого предписания комментируемой статьи педагогическим работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, норма которого устанавливается не более 36 часов в неделю (о рабочем времени и сокращенной продолжительности рабочего времени см. ст.ст.91, 92 ТК РФ и комментарии к ним).

Следует также обратить внимание на то, что трудовая деятельность большинства иных категорий работников представляет собой целостный процесс, предполагающий систематическое исполнение однородных функций на протяжении длительного периода времени, который ограничивается общей продолжительностью еженедельной работы. Трудовая деятельность педагога подлежит разделению на определенные части: учебная, методическая, воспитательная, научная и другие виды работ

Тем самым закон не ограничивает фактическую трудовую деятельность рассматриваемой категории работников, поскольку установленный максимальный предел еженедельной трудовой нагрузки относится исключительно к учебной деятельности, т.е. охватывает собой лишь, самую существенную часть профессиональной деятельности педагога, оставляя за рамками нормальной продолжительности рабочего времени осуществление им иных видов деятельности.

В этой связи, несмотря на нормативное закрепление сокращенной продолжительности рабочего времени, фактическая трудовая деятельность педагогического работника может превышать 36 часов в неделю. Особенности определения рабочего времени педагогических работников установлены приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 года N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», который прямо предусматривает, что выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой. Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

2. Частью 3 комментируемой статьи на уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти возложены обязанности по определению:
— продолжительности рабочего времени педагогических работников (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы);
— порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре;
— основания изменения учебной нагрузки;
— случаи установления верхнего предела учебной нагрузки.

В развитие данного положения издан приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 года N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

В частности, данным приказом определено, что норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается учителям-дефектологам и учителям-логопедам; норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается музыкальным руководителям и концертмейстерам и т.д.

В соответствии с установленным приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 года N 1601 Порядком определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, при определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector