ст. 134 ТК РФ

Трудовой кодекс российской федерации статья 134

Падение уровня жизни тружеников продолжается.

Действующим законодательством (ст.134 Трудового кодекса Российской Федерации) предусмотрено повышение уровня реального размера заработной платы, в том числе путём её индексации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию в установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами порядке, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Глава 21. заработная плата

Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими.

Эти негативные процессы объективно требуют индексации оплаты труда, под которой понимается механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен.

2. В организациях бюджетной сферы индексация должна производиться в порядке, установленном законами и иными правовыми актами. Между тем механизм индексации, определенный Законом РСФСР от 24 октября 1991 г.

Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими.

Для того чтобы предотвратить снижение покупательной способности зарплаты, вводят механизмы индексации.

Индексация направлена на корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень снижения.

Повышения уровня реального содержания заработной платы индексация не обеспечивает, поэтому в статье специально указано, что индексация лишь включается в механизм повышения реального содержания заработной платы, отнюдь не являясь единственным способом его обеспечения.

2.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ

Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Статья 54. Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения

Статья 60.2.

Цель индексации — поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.).

Что говорят контролеры

Роструд, как и КС, делает вывод, что ТК РФ обязывает всех работодателей проводить индексацию зарплаты. Но поскольку конкретного порядка ее проведения для работодателей внебюджетной сферы нет, то ТК разрешает таким работодателям устанавливать этот порядок по своему усмотрению. И если в ЛНА работодателя нет соответствующих положений об индексации, то он должен или разработать специальный документ, или внести необходимые дополнения в уже действующие ЛНА (например, в положение об оплате труда)4.

Поэтому когда государственные инспекторы труда при проверке обнаруживают, что работодатель не проводит индексацию и у него нет ЛНА с соответствующими положениями, то, как правило, они выносят работодателю предписание об устранении нарушения (об обязании принять ЛНА или дополнить действующий). Кроме того, они могут привлечь организацию и ее руководителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (а если нарушение совершено повторно — по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ)5. Суды часто соглашаются с правомерностью как вынесения предписаний6, так и привлечения к ответственности7.

Из авторитетных источников

Шкловец Иван Иванович — Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

«Учитывая то, что индексация должна производиться в соответствии с порядком, предусмотренным одним из документов, указанных в ст. 134 ТК РФ, отсутствие у работодателя такого документа, как правило, расценивается как нарушение требований ТК РФ и влечет за собой выдачу обязательного предписания об устранении нарушения и привлечение работодателя к ответственности. Судебная практика по таким вопросам противоречива. При ее анализе следует учитывать, что предметом судебного рассмотрения могут быть различные вопросы и конкретные ситуации. А федеральная инспекция труда в своей надзорной деятельности учитывает, прежде всего, результаты обобщения Верховным судом РФ судебной практики. Таковых на данный момент пока нет».

Комментарий к статье 133.1 ТК РФ

1. Ст 133.1 ТК РФ предусматривает право социальных партнеров, действующих на региональном уровне, устанавливать минимальный размер оплаты труда в субъекте РФ и определяет порядок заключения соответствующего соглашения, присоединения к нему и распространения соглашения на работодателей, не принимавших участия в его заключении.

2. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в субъекте РФ упоминается как самостоятельный вид соглашения. Оно заключается с соблюдением общих правил, установленных ст. 47 ТК (см. коммент. к ней), однако имеет одну существенную особенность: в силу прямого указания законодателя оно заключается на трехсторонней основе в рамках региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время такие соглашения заключены в 38 субъектах РФ.

3. Порядок присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате в субъекте РФ аналогичен порядку присоединения к отраслевому соглашению, заключенному на федеральном уровне (см. коммент. к ст. 48). Единственным исключением является обязанность руководителя уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ уведомить о заключении соглашения и опубликовании предложения о присоединении к нему Минздравсоцразвития России, а копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате — направить в территориальное управление Роструда.

4. Согласно ч 5 статьи 133.1 ТК РФ организации, финансируемые из федерального бюджета, не являются участниками регионального соглашения о минимальной заработной плате и ни при каких обстоятельствах не обязаны его исполнять. В противном случае сложилась бы ситуация, когда федеральные органы государственной власти вынуждены были бы выполнить решение, принятое, во-первых, социальными партнерами, которые могут предусматривать обязанности лишь в рамках системы социального партнерства, во-вторых, с участием региональных органов исполнительной власти, которые не обладают полномочиями по возложению каких-либо обязанностей на органы власти федерального уровня.

Таким образом, работники, состоящие в трудовых отношениях с федеральными учреждениями (иными организациями, финансируемыми из федерального бюджета), исключаются из сферы действия регионального соглашения о минимальной заработной плате.

На работников иных организаций, в т.ч. финансируемых из регионального или местного бюджетов, соглашение о минимальной заработной плате в субъекте РФ распространяется по общим правилам (см. коммент. к ст. 48).

5. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий осуществления трудовой деятельности и проживания в данном регионе и имеет целью повышение уровня оплаты труда по сравнению с установленным на федеральном уровне. Так, с 1 января 2009 г. минимальный размер оплаты труда в целом по Российской Федерации составляет 4330 руб., в то время как в Ямало-Ненецком автономном округе с 1 июля 2008 г. минимальная заработная плата установлена в размере 7200 руб., правда, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки (Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе // СПС КонсультантПлюс). В Республике Саха (Якутия) минимальная заработная плата с 1 января 2009 г. составляет 5130 руб. (Республиканское (региональное) соглашение о минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и республиканскими объединениями работодателей от 28 октября 2008 г. // СПС КонсультантПлюс).

Надо признать, что в большинстве субъектов РФ, в которых заключены соответствующие соглашения, минимальная заработная плата ниже установленной на федеральном уровне с 1 января 2009 г. Следовательно, эти соглашения не действуют, а работодатели должны обеспечивать выплату заработной платы не ниже чем 4330 руб. в месяц.

6. Части 5 и 11 ст 133.1 ТК РФ практически дословно повторяют положения ч. ч. 2 и 3.

Обязанности, возлагаемые на работодателя

В письме за номером 1073-6-1 от 19.04.2010 года Роструд, рассматривая 134-ю статью Трудового кодекса, вывел заключение о том, что работодатель законодательно обязан осуществлять индексацию. При этом в том случае, если в локальных актах работодателя не предусматривается порядок осуществления индексации, то подобные дополнения должны быть в них включены.

Справедливость данного вывода следует и из определения Конституционного суда за номером 913-О-О от 17.06.2010 года. До его вынесения аналогичным толкованием нормативов, предусмотренных трудовым законодательством касательно индексации зарплат, являлись постановления за номером Ф08-2060/2005 от 01.06.2005 года и номером Ф08-2054/2005 от 01.06.2005 года, выпущенные ФАС Северо-Кавказского округа.

В связи с вышеизложенным, следует отметить, что за период 2010 года и Роструд, и Конституционный суд России подтвердили сложившийся вариант толкования 134-й статьи Трудового кодекса как предусматривающий возложение на работодателя обязанности на осуществление индексации.

Порядок осуществления индексации зарплаты

192-я статья Бюджетного кодекса России предусматривает, внесение на рассмотрение Госдумы проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год осуществляется единовременно с предложениями, касающимися порядка индексации зарплаты работников бюджетной сферы. В то же время нормативные акты, которые устанавливают индексацию зарплат работников бюджетной сферы, в открытом доступе на текущий момент отсутствуют.

Сходным образом в большинстве отраслевых соглашений порядок индексации, прописанный в разделах, отсылается к коллективным трудовым договорам и нормативным актам локального характера. В качестве исключения выступают лишь отраслевые соглашения работников железнодорожной отрасли и угольщиков.

Следует также отметить, что при осуществлении индексации могут применяться и инфляционные показатели, причем не только федеральные, но и региональные. При этом данные об инфляции могут изменяться, что необходимо учитывать при осуществлении индексации заработной платы. При этом региональные показатели по инфляции оказываются более объективными, максимально точно показывая покупательскую способность финансовых средств в конкретном субъекте Федерации. Устанавливаются они региональными нормативными актами и также учитываются.

Для использования работодателем наиболее выгоден самый «экономный» альтернативный показатель перемены покупательской способности заработной платы. Тем более, что Трудовой кодекс прямо предоставляет ему право на его применение. Кроме того, работодателем определяется и периодичность осуществления индексации зарплаты в том случае, если она прямо не установлена отраслевым соглашением либо коллективным договором.

Охрана трудовых прав

Очень часто встречаются ситуации, когда несмотря на указания, предписанные трудовым законодательством, работодатели стараются максимальным образом избежать проведения индексации зарплаты. В данном случае действия работодателя могут быть оспорены в судебном порядке. Кроме того, в соответствие с 353-й статьей Трудового кодекса, работник имеет право на обращение с целью защиты прав в федеральную инспекцию труда либо прокуратуру. При этом заявление можно подать как лично в территориальных органах, так и на официальных сайтах этих учреждений.

Административная ответственность за нарушение норм трудового законодательства прописана в статье 5.27 КоАП РФ. В частности, нарушение данных норм со стороны должностных лиц грозит штрафом в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей. Для юридических лиц штрафные санкции предусмотрены в размере от 30 тысяч до 50 тысяч. В то же время касательно юрлиц вместо уплаты штрафа возможно приостановление деятельности на время до 90 суток.

Однако необходимо помнить, что в случае оспаривания отказа работодателя в осуществлении индексации непросто сформулировать финансовый размер предъявляемых претензий. В законодательстве, несмотря на прописанную обязанность работодателя по осуществлению индексации, отсутствуют требования касательно ее параметров. В данном случае, осуществляя оспаривание решения работодателя, сотрудник может лишь потребовать принятия им локального акта о проведении индексации, где будет прописан ее порядок. Лишь после этого станет возможным требовать соблюдение данного акта.

Исходя из вышеизложенного, в рамках ныне действующего законодательного поля предусмотренная законом обязанность на индексацию фактически не накладывает на работодателя финансовых затрат. При этом работодатель, соблюдающий закон и осуществляющий индексацию, может использовать данный фактор в роли конкурентного преимущества на рынке труда.

См. также:

Что думает Конституционный суд

Неясность норм ТК РФ относительно обязанности работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, индексировать зарплаты была предметом рассмотрения и в КС РФ. И он не счел эти положения неопределенными.

КС РФ указал, что индексация должна обеспечиваться всем работникам. При этом работодателям — небюджетным организациям предоставлено право самостоятельно определять порядок ее проведения. Это позволяет им учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателей2. То есть, с одной стороны, ТК РФ защищает работодателей от непосильного обременения, а с другой — не позволяет им лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления компенсации3. Тем самым достигается баланс интересов работников и работодателей частного сектора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector