СОДЕРЖАНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Что нужно учитывать при соблюдении принятых рекомендаций

Для того чтобы обеспечить полноценное внедрение рекомендаций в учреждении, работодателю, а также представителям властей необходимо обратить внимание на некоторые аспекты. В частности, к таковым относятся:

  1. Установление размеров оклада заработной платы должно осуществляться в соответствии с квалификационной группой работника.
  2. Если сотрудник бюджетного учреждения работает на должности, которая не имеет отношения к профессиональным категориям, ставка его заработной платы рассчитывается исходя из трудности возложенных на него обязанностей.
  3. Следует обязательно учитывать необходимость использования стимулирующих выплат и всевозможных компенсаций. Данный вопрос должен быть отражен в региональных и муниципальных нормативно-правовых актах.
  4. Утверждать штатное расписание имеет право исключительно руководитель детского сада, школы, ВУЗа, иной бюджетной организации.
  5. После внедрения новых рекомендаций в образовательном учреждении доход педагога должен быть не меньшим, чем был до этого. Данная норма применяется ко всем без исключения сотрудникам, чья норма трудовой деятельности осталась на прежнем уровне или повысилась.
  6. Норма оплаты труда должна определяться исходя из выполнения работником собственных профессиональных обязанностей на протяжении определенного промежутка времени (недели, месяца, года).

Что касается нормы труда педагогов, теперь ее изменение в ту или иную сторону непосредственно скажется на итоговом заработке. Поэтому рекомендациями предусмотрено отражение фактической нагрузки педагога в трудовом соглашении. Данная норма коснется таких работников, как:

  • школьные учителя;
  • университетские преподаватели;
  • тренеры детских спортивных секций;
  • лица, ведущие деятельность в сфере дополнительного образования.

С учетом данных нововведений, любые изменения в рабочем времени педагога также должны отражаться в трудовом соглашении. При этом следует помнить об условиях, при которых такое может стать возможным:

  • по соглашению сторон договора;
  • в исключительных случаях – в одностороннем порядке со стороны руководителя образовательного учреждения. Данная норма может быть использована в случае, если уменьшилось количество рабочего времени по учебному плану, образовательная организация не набрала достаточного количества учеников и т. д.

Еще одним немаловажным новшеством является дополнительное внимание к педагогам, имеющим среднее специальное образование. Рекомендациями предусмотрена невозможность ущемления трудовых прав сотрудников, которые не имеют высшего образования

Соответственно, больше не могут использоваться понижающие коэффициенты по специальности, на которую требуется работник с дипломом о получении высшего образования. Таким образом, отсутствие необходимого документа больше не позволит работодателю экономить на оплате труда сотрудника учебного заведения. В этом плане он уравнивается в правах с педагогами, имеющими высшее образование.

Сегодня данные рекомендации одобрило немалое количество педагогических работников. Действительно, новый документ существенно расширил их возможности в плане оплаты труда и повысил их защищенность от неправомерных действий руководителя образовательной организации. Ожидается, что данные рекомендации будут действовать в ближайшие несколько лет и постепенно дорабатываться, чтобы доход педагогов дорос до достойного уровня.

Новая система оплаты труда педагогических работников

В настоящее время порядок оплаты труда педагогов регулируется Едиными рекомендациями, утвержденными 25. 12. 2015 г. Этот документ регулирует не только порядок оплаты труда педагогов, но и других сотрудников государственных и муниципальных учреждений. На него обязаны ориентироваться как сами учебные заведения, так и государственные органы, занимающиеся финансированием учебных заведений.

Цели документа

Рекомендации призывают работодателей не допускать понижение зарплаты среди сотрудников учебных заведений, и нацелены на:

  • развитие кадрового потенциала внутри образовательных организаций;
  • повышение привлекательности профессии преподавателя;
  • увеличение заработной платы работников;
  • совершенствование системы оплаты труда.

Для этого документ регулирует порядок определения рабочего времени педагогов, особенности расчета зарплаты, условия, подлежащие включению в трудовой договор с работодателем.

Особенности применения документа на практике

Рассчитывая зарплату педагогов, необходимо учитывать некоторые требования нового документа:

при установлении фиксированного оклада работникам образования, работодатель должен ориентироваться на выполнение им трудовых обязанностей или нормы труда.
важно учитывать профессиональные квалификационные группы при определении оклада или ставки сотрудника;
работодатель может ориентироваться на уровень сложности трудовой деятельности работника, если его должность не включена в квалификационную группу;
работодатель должен применять компенсационные и стимулирующие выплаты в случаях установленных законодательством;
руководитель организации должен утверждать штатное расписание с учетом ставки каждого педагогического работника организации;
в случае введения на предприятии нового способа расчета заработной платы и сохранения трудовых обязанностей в прежнем объеме, зарплата педагога не должна уменьшиться.

Новый показатель при расчете заработной платы работников системы образования

Важное новшество в 2016 году – работодатель обязан рассчитывать зарплату с учетом среднемесячной зарплаты сотрудников, работающих в частных компаниях, а также на индивидуальных предпринимателей в конкретном субъекте РФ. Требование содержится в Постановлении правительства РФ от 14.09.2015 №973

Правительство обязало Росстат рассчитать этот показатель и направить данные органам исполнительной власти в регионах России. А региональные власти со своей стороны должны учитывать данные Росстата во время планирования расходов на повышение зарплаты сотрудникам образовательных учреждений.

Важно помнить: законодательство запрещает понижать уровень заработной платы преподавателей. Таким образом, зарплата учителя в 2016 году не может быть ниже заработной платы в 2015 году

Единственный фактор, который может повлечь понижение зарплаты – уменьшение трудовой нагрузки. А ее увеличение станет фактором повышения заработной платы.

Если учебная нагрузка уменьшилась, работодателю не следует забывать о таком показателе, как минимальный размер оплаты труда. Сумма заработной платы не может быть ниже этого уровня.

Правильно составляем трудовой договор с педагогом

В целях правильного расчета зарплаты единые рекомендации требуют включать в трудовые договоры или дополнительные соглашения к ним, которые заключены с тренерами, учителями, педагогами дополнительного образования следующую информацию:

  • фактический объем учебной нагрузки;
  • размер ставки заработной платы;
  • сумма зарплаты, рассчитанная с учетом фактического объема учебной нагрузки;
  • факторы, влияющие на размер компенсационных выплат работнику;
  • объем и условия начисления стимулирующих выплат.

Исходя из этих требований, работодатель должен понимать: изменение учебной нагрузки и размера заработка возможно только через изменение трудового договора. Таким образом, локальное правовое регулирование оплаты труда  педагогических работников возможно только после согласования с работником и с его письменного согласия.

Уменьшение учебной нагрузки на преподавателя возможно только в двух случаях: уменьшилось количество учеников или классов или количество часов на обучение.

Оплата труда педагогических работников по новым правилам – попытка власти улучшить положение этой категории сотрудников, сделать профессию привлекательной для молодежи и привлечь свежие кадры в образовательный процесс в стране. Эффективность новой системы покажет время.

Историческая эволюция отраслей соц. Сферы.

Медицинская,
образовательная деятельность, институты
социального страхования стали интенсивно
развиваться в период промышленной
революции. Индустриализация породила
новый массовый социальный слой –
рабочих мануфактур, фабрик, заводов.
Работники предприятий стали создавать
общества и фонды взаимной солидарности.
Они представляли собой различные формы
коллективного страхования от потери
или уменьшения доходов вследствие
болезни, травмы, старости. Такое
страхование осуществляли некоммерческие
организации.

Индустриализация
и развитие социальной мобильности
населения вызвали необходимость
создания новых систем помощи бедным и
большего участия государства в
регулировании социального обеспечения
и социального страхования. В конце XIX
– начале XX вв. начинают формироваться
системы обязательного социального
страхования, регулируемого государством.
Первая такая система была создана в
Германии в 80-е гг. XIX в. по инициативе О.
Бисмарка. В 1883 г. был принят закон о
страховании по случаю болезни.
В
России с начала XIX в. было организовано
бесплатное оказание врачебной помощи
рабочим на казенных горных предприятиях.
С 1866 г. владельцы крупных предприятий
были обязаны устраивать больницы для
рабочих и предоставлять им бесплатную
медицинскую помощь. С середины XIX в. в
ряде городов вводится местный
маркированный налог – больничный сбор,
за счет поступлений от которого
предоставлялась бесплатная медицинская
помощь различным категориям их жителей..
С 1904 г. начинается практика заключения
коллективных договоров между
работодателями и рабочими, предусматривающих
выплату денежных пособий во время
болезни.
Российская революция 1917 г.
и создание социалистического государства
обусловили формирование качественно
новых институциональных систем в
социальной сфере. В течение 1917 г.
страхование на случай болезни и
безработицы было распространено на
всех работающих по найму лиц. В 1918 г.
впервые в мире в Советской России было
провозглашено право всех граждан на
получение бесплатной медицинской
помощи. В 1920-е гг. в нашей стране
параллельно развиваются системы
бюджетного финансирования медицинской
помощи и медицинского страхования,
средства которого используются для
улучшения медицинского обслуживания
работников промышленности. 

В
1933 г. кардинально изменилась организационная
структура системы социального
страхования. Районные страховые кассы
были ликвидированы, функции расходования
средств социального страхования –
переданы профсоюзным организациям на
предприятиях, а также краевым и областным
советам профессиональных союзов.

Система социального страхования стала
выполнять функции обеспечения работающих
в народном хозяйстве, за исключением
колхозников, пособиями по временной
нетрудоспособности, лечением и
оздоровлением в профилакториях и
санаториях, пособиями по беременности
и родам и т.п. За счет средств
государственного бюджета финансировались
бесплатное предоставление медицинской
помощи социальное обслуживание
престарелых и инвалидов.

Критика НСОТ

Весьма эффективная в теории, в процессе применения НСОТ обнаружила несколько крайне неприятных «подводных камней».

Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.

На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты.

Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы. Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки.

НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.

Коэффициенты ставок почасовой оплаты труда

Контингент

обучающихся

Размеры коэффициентов

Профессор,

доктор наук

Доцент,

кандидат наук

Лица, не

имеющие ученой

степени

Обучающиеся

в общеобразовательных

учреждениях,

учреждениях начального

и среднего

профессионального

образования, другие

аналогичные категории

обучающихся, рабочие,

работники, занимающие

должности, требующие

среднего

профессионального

образования, слушатели

курсов

0,20

0,15

0,10

Студенты

0,25

0,20

0,10

Аспиранты, слушатели

учебных заведений по

повышению квалификации

руководящих работников

и специалистов

0,30

0,25

0,15

Пример 3. В техникуме на условиях почасовой оплаты ведет занятия преподаватель вуза, не имеющий ученой степени.

Оплата его труда за 10 часов учебных занятий составила:

800 руб. х 0,1 х 10 = 800 руб.

Пример 4.

К проведению факультатива в школе привлечен на условиях почасовой оплаты доцент вуза (кандидат наук). Оплата его труда согласно Положению о материальном стимулировании, принятому в школе, произведена в соответствии с Постановлением N 7.

Сумма оплаты труда за 10 часов преподавания в апреле равна:

800 руб. х 0,15 х 10 = 1200 руб.

Как видим, почасовая оплата труда на условиях, определенных Постановлением N 7, наиболее выгодна для преподавателей.

Ставки почасовой оплаты определяются исходя из размера ставки первого разряда ЕТС, установленной Правительством РФ, и приведенных выше коэффициентов ставок почасовой оплаты. При этом указывается, что в расчет размеров таких часовых ставок заработной платы включена оплата отпуска. Действие последней нормы в связи с вступлением в силу ТК РФ представляется спорным. Если у работника есть право на отпуск, то средний дневной заработок для оплаты отпусков определяется согласно ст. 139 ТК РФ. Абзац 2 данной статьи устанавливает, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.

В 2019 с новыми показателями и без понижения заработной платы

Начиная с 2019 года, оплата труда педагогических работников будет рассчитываться с учетом нового показателя. Отныне при формировании дохода учителей и преподавателей в обязательном порядке учитывается среднемесячный заработок наемных сотрудников частных компаний и индивидуальных предпринимателей. С текущего года данный критерий обязательно должен учитываться при разработке планов затрат, направленных на увеличение размера оплаты труда педагогических работников и сотрудников других бюджетных сфер.  В июле 2018 года правительством Российской Федерации издано постановление, в соответствии с которым Росстат был обязан подготовить вышеуказанные данные до 15.04.2019.

При обсуждении трехсторонней группой нового регламента в документ был внесен пункт о недопустимости понижения заработной платы сотрудников детских садов, школ и государственных университетов. В соответствии с данной нормой, в 2019 году уровень оплаты труда педагогических работников будет не ниже, чем в 2018. Соответственно, педагоги из детских садов получат зарплату не ниже средней по России (в прошлом году – чуть более 28 000 рублей).

Еще одной важной новостью для педагогов стал учет показателя минимального размера оплаты труда. В прошлом году данный показатель находился на уровне 6 200 рублей

Новыми рекомендациями определено, что работник образовательного учреждения не может получить заработную плату ниже установленного показателя, при условии, что он полностью выполнил установленную норму и отработал достаточное количество часов. Однако никто не застрахован от ситуаций, при которых педагог отработает меньше времени, чем ему положено. Если работнику пришлось столкнуться с такой неприятностью, расчет оплаты труда будет осуществляться исходя из фактически отработанного времени, отталкиваясь от МРОТ.

Блиц-ответы на распространенные вопросы по оплате труда

1. Может ли произойти увеличение зарплаты руководителя автономного учреждения, если учитывать дифференцированные особенности организации?

Ответ. В соответствии с установленными нормами, расчет оплаты труда руководителей учреждения всегда происходит по стандартной схеме:

  • в организациях, которые финансируются строго из федерального бюджета, – в размерах и порядке, установленном правительством;
  • в организациях, которые всегда финансируются только из бюджета субъекта РФ, причем размеры зарплаты определяет органы власти этого субъекта;
  • в организациях, которые всегда финансируются строго из местного бюджета, здесь размеры выплат всегда рассчитывают органы местного самоуправления.

2. В чьи права входит установление зарплаты для руководителя автономного учреждения?

Ответ. Учредитель такой организации всегда должен самостоятельно назначать руководителя АУ, а также заключать с ним трудовой договор, который всегда оформляется в строгом соответствии со стандартной формой, обычно утвержденную правительством. По требованиям действующего трудового законодательства для включения в составленный трудовой договор являются обязательными условия оплаты произведенного труда, из расчета оклада или размера тарифной ставки.

3. Что влияет на размер зарплаты руководителя?

Ответ. Стандартная структура заработной платы сотрудника всегда определяется в установленной ст. 129 ТК РФ. В каждом отдельном случае она складывается из нескольких критериев:

  • из установленного размера оклада, который всегда зависит именно от квалификации сотрудника, количества, сложности, качества, а также условий производимой им работы;
  • из стимулирующих выплат (это всевозможные доплаты, требования, надбавки и так далее);
  • из установленных компенсационных выплат (всевозможных дополнительных доплат и надбавок непосредственно компенсационного характера: за работу в радиактивной зоне, на территории особых климатических условий, а также в условиях, которые значительно отклоняются от нормы).

Из всех перечисленных выплат обычно составляется полная заработная плата сотрудника, поэтому в каждой организации она может существенно различаться. Повлиять на размер оплаты труда может только изменение вышеперечисленных критериев.

4. Какова суть осуществляемого эксперимента по проведению апробации именно отраслевой системы расчета оплаты труда в современных учреждениях образования?

Ответ. Проведение апробации отраслевого способа оплаты труда было начато несколько лет назад. Это было необходимо для того, чтобы усовершенствовать систему оплаты труда всех педагогических работников. Она предусматривает прямую зависимость уровня зарплаты педагогических работников от итогового качества и абсолютно всех результатов работы. Здесь также учитываются все отраслевые особенности, а также интенсивность работы сотрудников с помощью установления именно отраслевых выплат за проведение организационной и воспитательной работы. Благодаря этому существенно упрощается процесс начисления зарплаты всем работникам.

^

Оклад и ставка

Оплата труда педагогических работников складывается из размера должностного оклада или ставки заработной платы, являющейся фиксированным размером оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

При этом под фиксированными размерами оплаты труда педагогических работников, продолжительность рабочего времени которых составляет 30 или 36 часов в неделю, следует понимать размеры должностных окладов, устанавливаемых за исполнение должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Под фиксированными размерами оплаты труда педагогических работников, для которых предусмотрена не продолжительность рабочего времени, а норма часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, понимаются размеры ставок заработной платы за календарный месяц, предусмотренные по должностям за норму часов преподавательской работы (нормируемую часть педагогической работы), составляющую соответственно 18, 24 часа в неделю или 720 часов в год, либо норму часов педагогической работы, составляющую 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю.

Должностные оклады педагогическим работникам образовательных учреждений устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и наличия квалификационной категории, необходимой для соответствующей профессиональной деятельности, а также на основе отнесения должностей к профессиональной квалификационной группе.

К сведению. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены приказами Минздравсоцразвития РФ N 216н и N 217н .

Ставка заработной платы определяется с учетом утвержденной Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогического работника в зависимости от того, какую должность он занимает и каковы особенности труда на этой должности.

То есть оклады (должностные оклады), ставки по квалификационным уровням рассчитываются на основе дифференциации должностей, включаемых в штатные расписания учреждений. Дифференциация осуществляется на основе оценки сложности трудовых функций, выполнение которых предусмотрено при занятии соответствующей должности, по профессии или специальности.

Отметим: необходимо, чтобы должности отвечали уставным целям учреждений и содержались в разд. Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС.

Обратите внимание! Согласно Приказу Минфина РФ от 30.10.2008 N 120н «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование», п. 10 Постановления N 583 штатное расписание учреждения утверждается его руководителем и включает в себя все должности работников учреждения

Здесь следует обратить внимание на основное отличие оплаты труда на основе ставок от оплаты труда исходя из оклада. Дело в том, что при выполнении с согласия работника педагогической работы сверх установленной нормы оплата его труда производится пропорционально количеству часов работы и установленной ему ставке в одинарном размере

Если же педагогическому работнику установлен оклад за определенную продолжительность рабочего времени, то привлечение его к работе сверх этой продолжительности нужно рассматривать как сверхурочную работу и оплату производить по соответствующим правилам.

Минобрнауки в Письме от 22.11.2011 N АФ-538/18 указало, что согласно примечанию о продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, утвержденной Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075, рост зарплаты путем увеличения учебной нагрузки сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы возможен только с согласия педагогических работников. Учителя общеобразовательных учреждений должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой не позднее чем за два месяца. Кроме того, отмечено, что повышение средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений за счет увеличения педагогической нагрузки недопустимо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector