Работодателю об отраслевых соглашениях

Комментарий к статье 45 ТК РФ

1. В определении понятия соглашения в статье 45 ТК РФ подчеркивается его регулятивное значение (раньше указывалось, что этот правовой акт устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, что не соответствовало теоретическим представлениям о соглашении и складывающейся практике).

К сожалению, законодателю не удалось последовательно провести эту идею: в ч. ч. 5 — 7 ст 45 ТК РФ с комментариями, определяя значение конкретных видов соглашений, он возвращается к старым формулировкам.

2. Соглашение в отличие от коллективного договора заключается на других уровнях социального партнерства — федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном. При этом соглашения могут носить общий характер и охватывать всех (большинство) работодателей и работников соответствующего территориального образования или являться отраслевыми (межотраслевыми).

3. Соглашение заключается работодателями, объединенными в рамках отрасли, региона, территории. Их интересы на коллективных переговорах представляют объединения работодателей, иные представители работодателей. В том случае, когда соглашение предусматривает полное или частичное финансирование из бюджета (федерального, субъекта РФ, местного), оно должно заключаться с участием соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, который выступает в качестве представителя работодателей (одного из представителей работодателей).

Другой стороной соглашений выступают работники, занятые у данных работодателей. Представителями работников являются соответствующие профсоюзы и их объединения.

4. В отличие от коллективного договора (см. коммент. к ст. 40), соглашение наряду с социально-трудовыми может регулировать и экономические отношения. Это понятие в ст 45 ТК РФ не раскрыто. Практика заключения соглашений позволяет выделить общие обязательства сторон по обеспечению устойчивого экономического развития конкретной отрасли. Очевидно, соответствующие положения можно рассматривать как направленные на регламентацию экономических отношений.

5. Соглашение должно заключаться в пределах компетенции представителей сторон и не может содержать положений, которые выходят за рамки предоставленных им полномочий. Это правило относится главным образом к представителям работодателей, поскольку они от лица работодателей принимают на себя обязательства по обеспечению установленных соглашением условий труда.

Представители работодателей должны действовать в пределах предоставленных им полномочий, в противном случае может встать вопрос о действительности заключенного соглашения.

6. Соглашения в зависимости от уровня и состава участников могут быть генеральными, межрегиональными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном уровнях.

Региональные законы о социальном партнерстве определяют виды соглашений, заключаемых в соответствующем субъекте РФ, и их содержание. Например, Закон г. Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 «О социальном партнерстве» предусматривает заключение Московского трехстороннего соглашения, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, окружных соглашений.

7. Соглашения могут быть двусторонними — заключаемыми работодателями и профессиональными союзами (объединениями профсоюзов), и трехсторонними — заключаемыми с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Вид соглашения определяется по согласованию между представителями работников и работодателей.

8. По выбору сторон могут заключаться иные соглашения, например профессиональные.

Следует отметить, что ч. 10 статьи 45 ТК РФ предусматривает возможность заключения соглашений на любом уровне социального партнерства, т.е. в современных условиях допустимы и соглашения на локальном уровне, однако в этом случае они должны быть посвящены «отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений».

Принятие, вступление в силу и депозитарий

  1. Настоящее Соглашение открыто для принятия путем подписания или другим способом для договаривающихся сторон ГАТТ 1947 и Европейских Сообществ, которые имеют право стать членами-учредителями ВТО в соответствии со статьей XI настоящего Соглашения. Указанная процедура применяется к настоящему Соглашению и приложенным к нему Многосторонним торговым соглашениям. Настоящее Соглашение и приложенные к нему Многосторонние торговые соглашения вступают в силу с даты, определенной министрами в соответствии с пунктом 3 Заключительного Акта, содержащего результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, и остаются открытыми для принятия в течение двух лет после этой даты, если министры не решат иначе. Принятие настоящего Соглашения после его вступления в силу становится действительным на 30-й день с даты такого принятия.
  2. Член, принявший настоящее Соглашение после его вступления в силу, выполняет уступки и обязательства по Многосторонним торговым соглашениям, которые должны выполняться с момента вступления в силу настоящего Соглашения, как если бы он принял настоящее Соглашение с даты его вступления в силу.
  3. До вступления в силу настоящего Соглашения, депозитарием текстов настоящего Соглашения и Многосторонних торговых соглашений является Генеральный директор ДОГОВАРИВАЮЩИХСЯ СТОРОН ГАТТ 1947. Генеральный директор незамедлительно предоставляет заверенную копию настоящего Соглашения и Многосторонних торговых соглашений, а также уведомление о каждом их принятии каждому правительству и Европейским Сообществам, после принятия ими настоящего Соглашения. Депозитарием настоящего Соглашения, Многосторонних торговых соглашений и любых поправок к ним после вступления в силу настоящего Соглашения является Генеральный директор ВТО.
  4. Принятие и вступление в силу Торгового соглашения с ограниченным кругом участников регулируются положениями такого Соглашения. Депозитарием таких Соглашений является Генеральный директор ДОГОВАРИВАЮЩИХСЯ СТОРОН ГАТТ 1947. После вступления в силу настоящего Соглашения, депозитарием таких Соглашений становится Генеральный директор ВТО.

Секретариат

  1. Учреждается Секретариат ВТО (в дальнейшем именуемый «Секретариат»), возглавляемый Генеральным директором.
  2. Конференция министров назначает Генерального директора и принимает правила, устанавливающие полномочия, обязанности, условия работы и срок нахождения в должности Генерального директора.
  3. Генеральный директор назначает членов персонала Секретариата и определяет их обязанности и условия работы в соответствии с правилами, принимаемыми Конференцией министров.
  4. Обязанности Генерального директора и персонала Секретариата по своему характеру являются исключительно международными. При выполнении своих обязанностей Генеральный директор и персонал Секретариата не могут запрашивать или принимать указания от какого-либо правительства или любого другого органа помимо ВТО. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отрицательно отразиться на их статусе международных должностных лиц. Члены ВТО должны уважать международный характер обязанностей Генерального директора и персонала Секретариата и не должны пытаться влиять на них при выполнении ими своих обязанностей.

Региональное соглашение

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Действующие региональные соглашения существенно различаются между собой. Объединяет их то, что в регионах, где действуют соглашения, преодолена территориальная ограниченность патентов. В отличие от Договора РСТ, региональные патентные соглашения предоставляют изобретениям охрану единым региональным патентом в выбранных заявителем странах.

Имеются отдельные региональные соглашения, предусматривающие унификацию законодательства об изобретениях и выдачу единых патентов.

ЕАПК — единственное региональное Соглашение с участием России и стран СНГ, и, естественно, оно представляет большой интерес для заявителей из наших стран. Рассмотрим, что представляет собой евразийский патент, и какие действия нужны для его получения.

К числу региональных соглашений, заключаемых с целью организации сотрудничества в конкретных областях, относятся соглашения по вопросам ва-лютно-кредитных отношений, международных перевозок и транспорта, развития судоходства и использования водных и иных ресурсов крупных рек. Так, в 1948 г. придунайскими странами была подписана Конвенция о режиме судоходства на Дунае и создании Дунайской комиссии. Заключаются региональные соглашения по регулированию рыболовства в пределах определенных регионов Мирового океана.

Наряду с региональными соглашениями по охране природы в последнее время заключен ряд соглашений, затрагивающих интересы всех стран мира. К их числу относится соглашение об охране вод морей и океанов от различных видов загрязнения.

Кроме Генерального соглашения сохраняются также региональные соглашения, которые определяют общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ.

Наработан опыт заключения Генерального соглашения, отраслевых тарифных, региональных соглашений, коллективных договоров.

Совета Безопасности, поскольку это предусмотрено соответствующим региональным соглашением. Но применение государствами-участниками региональной организации в этом случае вооруженной силы но своему усмотрению может иметь место только до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Кроме того, меры, предпринятые региональной организацией в осуществление права на самооборону, не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, определенных Уставом ООН, в отношении принятия таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Деятельность группы не основана на каком-либо формальном региональном соглашении.

Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, региональными органами ( либо в рамках региональных соглашений, либо на Основании двусторонних и многосторонних международных договоров) и не являющиеся ( согласно Уставу ООН) принудительными.

В настоящее время почти все страны — члены ВТО являются участницами одного или нескольких региональных соглашений.

Наиболее распространенным основанием, по которому осуществляется иностранное патентование — это участие страны-заявителя и страны патентования в международном или региональном соглашении по охране промышленной собственности.

Возможность получения патентов, действующих на территории нескольких государств, наряду с Конвенцией о выдаче европейских патентов, предоставляют и некоторые другие региональные соглашения, в частности Соглашения о создании Африканской организации интеллектуальной собственности и Африканской региональной организации по охране промышленной собственности и др. Положения и требования этих соглашений в основном аналогичны положениям и требованиям Договора о патентной кооперации и Конвенции о выдаче европейских патентов.

В последние десятилетия наметилась тенденция к заключению международных соглашений, участниками которых являются несколько стран, в том числе к заключению региональных соглашений.

Оплата труда

Условия, касающиеся оплаты труда, для работников являются одними из наиболее существенных по вполне понятным причинам, поэтому раздел оплаты труда по праву занимает в Соглашении первое место после общих положений.

Систематическое повышение реальных доходов работников является главной целью Соглашения в области оплаты труда. Одним из способов достижения результата в этом направлении является обеспечение в 2007 — 2008 гг. роста среднемесячной зарплаты работников отрасли не менее чем на два процента выше роста среднемесячной заработной платы в регионе. К сожалению, удачной такую формулировку нельзя назвать. Темп роста среднемесячной заработной платы в регионе не является достаточно объективным показателем, к тому же в отдельных регионах такая информация может попросту отсутствовать в открытом доступе.

Согласитесь, было бы проще и практичнее, если бы Соглашение утвердило базовую (минимальную) тарифную ставку рабочих 1-го разряда в организациях информационных технологий и связи. На основе этой базовой ставки, установленной на федеральном уровне, региональными соглашениями могла быть введена своя минимальная ставка с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни в конкретном регионе. Аналогичный порядок был прописан в первоначальной редакции п. 3.3 Соглашения, согласно которому устанавливался минимальный размер оплаты труда работников связи исходя из уровня среднемесячной зарплаты в каждом регионе. В дальнейшем минимальный размер оплаты труда работников отрасли пересматривался, но, опять же, отправной точкой в данном порядке был уровень среднемесячной зарплаты в регионе, определяемый расчетным путем по данным статистики, что не всегда отражает реальный уровень заработной платы.

Пока же на этот счет в Соглашении есть другая рекомендация, а именно: конкретный уровень среднемесячной зарплаты работников устанавливается с учетом достигнутого уровня и результатов деятельности организаций при заключении коллективных договоров. Таким образом, средняя зарплата может ставиться в зависимость от результатов деятельности компании, что защищает интересы работников (в случае получения высокой прибыли) или работодателей (в случае неудовлетворительных результатов деятельности компании). Практика материального поощрения по результатам деятельности есть во многих организациях, и там от полученной прибыли зависит не вся зарплата, а лишь доплаты и надбавки, начисляемые в дополнение к основной зарплате.

Соглашение советует обратить внимание на соотношение постоянной (тарифной) и переменной (доплаты и надбавки) частей в структуре заработной платы. Каким именно должно быть данное соотношение, к сожалению, в отраслевом документе не говорится

Как правило, доля тарифа (оклада) с учетом гарантированных выплат в среднемесячной заработной плате составляет не менее половины, остальная часть зарплаты складывается из стимулирующих, поощрительных и иных не гарантированных работнику выплат. В Трудовом кодексе такого требования к структуре заработной платы не предусмотрено, тем не менее это не лишает правовой силы данное соотношение выплат, установленное сторонами коллективного (трудового) договора на основе норм Соглашения. Такая договоренность защищает интересы работника, гарантируя ему достаточно высокую долю стабильного дохода, и тем самым создает благоприятные условия работы в компании.

Часть I сфера применения и определения

Статья
I
Сфера
применения и определения

1. Настоящее
Соглашение применяется к мерам членов,
затрагивающим торговлю услугами.

2. Для
целей настоящего Соглашения торговля
услугами понимается как поставка услуг:

(a) с
территории одного члена на территорию
любого другого члена;

(b) на
территории одного члена потребителю
услуг любого другого члена;

(c) поставщиком
услуг одного члена путем коммерческого
присутствия на территории любого другого
члена;

(d) поставщиком
услуг одного члена путем присутствия
физических лиц члена на территории
любого другого члена.

3. Для
целей настоящего Соглашения:

(а) «меры
членов» означают меры, принятые

(i) центральными,
региональными или местными правительствами
и властями; и

(ii) неправительственными
органами при осуществлении полномочий,
делегированных центральными, региональными
или местными правительствами или
властями;

При
выполнении своих обязательств по
настоящему Соглашению каждый член
принимает такие разумные меры, какие
могут быть в его распоряжении, чтобы
обеспечивалось их соблюдение региональными
и местными правительствами и властями
и неправительственными органами на его
территории;

(b) «услуги»
включают любую услугу в любом секторе,
за исключением услуг, поставляемых при
осуществлении функций правительственной
власти;

(с) «услуга,
поставляемая при осуществлении функций
правительственной власти» означает
любую услугу, которая поставляется на
некоммерческой основе и не на условиях
конкуренции с одним или несколькими
поставщиками услуг.

Приложение
1С:

Соглашение по
торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности

Определяет
права и обязательства членов ВТО в
области защиты интеллектуальной
собственности

Члены,

Желая
уменьшить искажения и препятствия на
пути развития международной торговли
и принимая во внимание необходимость
содействовать эффективной и адекватной
охране прав интеллектуальной собственности
и обеспечить, чтобы меры и процедуры по
обеспечению соблюдения прав интеллектуальной
собственности сами не становились
барьерами для законной торговли;

Признавая
с этой целью необходимость в новых
правилах и порядке, касающихся:

(а) применимости
основных принципов ГАТТ 1994 и соответствующих
соглашений или конвенций в области
интеллектуальной собственности;

(b) разработки
адекватных норм и принципов, касающихся
наличия, объема и использования прав
интеллектуальной собственности,
связанных с торговлей;

(с) разработки
эффективных надлежащих средств
обеспечения соблюдения прав интеллектуальной
собственности, связанных с торговлей,
принимая во внимание различия в
национальных правовых системах;

(d) разработки
эффективных неотложных процедур для
предотвращения и урегулирования споров
между правительствами на многосторонней
основе;

(е) временных
договоренностей, направленных на
наиболее полное участие в результатах
переговоров;

Признавая
потребность
в многосторонней системе принципов,
правил и порядка, относящихся к
международной торговле контрафактными
товарами;

Признавая,
что права интеллектуальной собственности
являются правами частных лиц;

Признавая
основополагающие цели национальных
систем, обуславливающие государственную
политику в области охраны интеллектуальной
собственности, включая цели развития
и технического прогресса;

Признавая
также особые потребности наименее
развитых стран-членов в отношении
максимальной гибкости применения внутри
страны законов и правил с тем, чтобы
дать им возможность создать прочную и
жизнеспособную технологическую базу;

Подчеркивая
важность
уменьшения напряженности путем достижения
более твердых обязательств по решению
споров по вопросам интеллектуальной
собственности, связанным с торговлей,
путем многосторонних процедур;

Желая
установить отношения взаимной поддержки
между ВТО и Всемирной организацией
интеллектуальной собственности (далее
в настоящем Соглашении «ВОИС») а
также с другими соответствующими
международными организациями;

Настоящим
договариваются

о следующем:

Роль Соглашения в трудовых отношениях

Прежде чем переходить к вопросам Соглашения, следует акцентировать внимание читателя на месте, которое занимает этот документ в системе трудовых отношений работодателя и работника. В области трудового права любому отраслевому соглашению предшествует целый ряд нормативных документов, которые имеют приоритет

Для наглядности покажем на схеме место Соглашения в нормативно-правовом регулировании трудовых отношений.

--------------------------------------------------------------------------¬¦                             Трудовой кодекс                             ¦L------------------------------------T--------------------------------------------------------------------------+------------------------------------¬¦           Федеральные законы, содержащие нормы трудового права          ¦L------------------------------------T--------------------------------------------------------------------------+------------------------------------¬¦                           Указы Президента РФ                           ¦L------------------------------------T--------------------------------------------------------------------------+------------------------------------¬¦                      Постановления Правительства РФ                     ¦L------------------------------------T--------------------------------------------------------------------------+------------------------------------¬¦          Правовые акты федеральных органов власти, субъектов РФ         ¦L-----------------T-------------------------------------T------------------------------------+------------------T------------------+-----------------¬¦             Соглашение             ¦        Коллективный договор        ¦L-----------------T------------------+------------------T------------------------------------+-------------------------------------+-----------------¬¦                             Трудовой договор                            ¦L--------------------------------------------------------------------------

В приведенной цепочке нормативных актов могут присутствовать не все звенья, обязательными являются первое и последнее звено — Трудовой кодекс и трудовой договор, заключенный работодателем с работником. Соглашения, как и коллективные договоры, не относятся к обязательным нормативным актам, они заключаются в инициативном порядке, что не освобождают работодателя и работника от соблюдения достигнутых сторонами отраслевых соглашений договоренностей.

Итак, что же представляет собой отраслевое соглашение? Это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений (ст. 45 ТК РФ). Сторонами заключаемого соглашения выступают представители работников и работодателей на различном уровне социального партнерства. Рассматриваемое в статье Соглашение заключено на федеральном уровне, а его сторонами являются работники в лице их представителя — Общероссийского профсоюза работников связи — и работодатели в лице их представителей — Федеральной службы по надзору в сфере связи, Федерального агентства связи и Федерального агентства по информационным технологиям.

Соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам организаций информационных технологий и связи. Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, которой не выявлены условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством (Письмо Роструда от 29.03.2006 N 839-ТЗ). В свою очередь, региональные (территориальные) отраслевые и иные соглашения, коллективные и трудовые договоры в организациях не должны ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с Соглашением. В противном случае условия перечисленных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с Соглашением, являются недействительными и не подлежат применению. В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия.

Нелишней для читателя будет информация о том, на кого распространяется действие Соглашения. Это работники и работодатели федеральных органов власти, являющиеся сторонами Соглашения, работники и работодатели подведомственных структур и государственных предприятий, уполномочивших на представительство в заключении Соглашения упомянутые органы власти. Работники коммерческих организаций связи также вправе рассчитывать на применение к ним норм Соглашения, если их работодатель присоединился к нему. Это можно сделать в любое время, так как документ открыт для присоединения работодателей и работников организаций, заявивших о подобном желании.

Понятие занятости и занятого населения.

Согласно
ст. 1 Закона Занятость — это деятельность
граждан, связанная с удовлетворением
личных и общественных потребностей, не
противоречащая законодательству РФ и
приносящая, как правило, им трудовой
доход.

Виды
занятости показывают, где занят гражданин,
то есть указывают на форму применения
труда граждан.

Согласно
закону о занятости занятыми считаются
граждане(ст. 2):

  1. работающие
    по трудовому договору, в том числе
    выполняющие работу
    за вознаграждение на условиях полного
    либо неполного рабочего времени,
    а также имеющие иную оплачиваемую
    работу (службу), включая сезонные,
    временные работы, за исключением
    общественных работ;

  2. занимающиеся предпринимательской деятельностью,
    зарегистрированные
    в качестве индивидуального предпринимателя;

  3. занятые
    в подсобных промыслах и реализующие
    продукцию по договорам;

  4. выполняющие
    работы по договорам гражданско-правового
    характера, предметом
    которых является выполнение работ и
    оказание услуг, в том числе по договорам,
    заключенным с индивидуальными
    предпринимателями, а также работа по
    авторским договорам;

  5. являющиеся
    членами производственных кооперативов
    (артелей);

  6. избранные,
    назначенные или утвержденные на
    оплачиваемую должность;

  7. проходящие
    военную службу, альтернативную
    гражданскую службу, а также службу в
    органах внутренних дел, учреждениях и
    органах уголовно-исправительной
    системы;

  8. проходящие
    очный курс обучения в общеобразовательных
    учреждениях, учреждениях начального
    профессионального, среднего
    профессионального и высшего
    профессионального образования и других
    образовательных учреждениях, включая
    обучение по направлению федеральной
    государственной службы занятости
    населения;

  9. временно
    отсутствующие на рабочем месте в связи
    с нетрудоспособностью, отпуском,
    переподготовкой, повышением квалификации,
    приостановкой производства, вызванной
    забастовкой, призывом на военные сборы,
    привлечением к мероприятиям, связанным
    с подготовкой к военной службе,
    альтернативной гражданской службе,
    исполнением других государственных
    обязанностей или иными уважительными
    причинами;

10) являющиеся
учредителями (участниками) организаций,
за
исключением учредителей (участников)
общественных и религиозных
организаций
(объединений), благотворительных
и иных фондов,
объединений
юридических лиц (ассоциаций и союзов),
которые не имеют
имущественных прав в отношении этих
организаций.

Как учитываются затраты по Соглашению

Бухгалтерский учет. Затраты, связанные с обеспечением социальных гарантий, принятых Соглашением для работников предприятий связи, включаются в установленном порядке в себестоимость оказываемых услуг. Почему бы и нет, связь таких затрат с деятельностью организации достаточна очевидна, при этом большинство расходов, обусловленных реализацией норм Соглашения, можно отнести к издержкам по оплате труда (выплатам в пользу персонала). Такие расходы в учете операторов связи, не ведущих раздельный отраслевой учет, могут являться как прямыми, так и косвенными, и включаются они в себестоимость оказываемых услуг отчетного периода в порядке, прописанном в учетной политике. У операторов связи, ведущих раздельный отраслевой учет, обусловленные реализацией норм Соглашения расходы могут относиться к основным, вспомогательным, совместным производственным процессам и даже к неосновным видам деятельности. Распределяются такие расходы на себестоимость оказываемых услуг связи исходя из отраслевых норм Порядка ведения раздельного учета и практических предписаний Методических рекомендаций по ведению раздельного учета

Мы не будем на этом заострять внимание, так как данная проблема выходит за рамки настоящей статьи, а перейдем к вопросам налогового учета расходов, связанных с реализаций норм Соглашения

Порядок ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи, утв. Приказом Мининформсвязи России от 02.05.2006 N 54.

Налогообложение. Для целей налогообложения базовым критерием учета расходов является их экономическая обоснованность, которую можно подтвердить условиями и требованиями трудового законодательства. В случае если требования Соглашения дублируют и уточняют нормы Трудового кодекса, расходы можно без опасений учесть при налогообложении прибыли. Если же положения Соглашения выходят за рамки трудового законодательства, то могут закрасться сомнения в правомерности учета таких расходов при налогообложении.

Финансовое ведомство считает эти опасения напрасными. Так, в Письме от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/99 чиновники указывают, что Соглашение является правовым актом, возможность принятия которого предусмотрена законодательством. Любые начисления в денежной (натуральной) форме в пользу работников в соответствии с Соглашением могут быть включены в состав расходов на оплату труда, учитываемых при налогообложении. Аналогичные выводы в пользу налогоплательщика сделаны в Постановлении ФАС ВВО от 19.02.2007 N А11-2556/2006-К2-20/243(а). Судьи сочли обоснованными и экономически оправданными расходы организации, связанные с выполнением достигнутого отраслевого соглашения, что лишний раз подтверждает правомерность учета рассматриваемых расходов в уменьшение прибыли. К сказанному можно добавить, что если соответствующие затраты по отраслевому соглашению будут отражены в трудовом договоре, заключаемом между работодателем и работником, то у налоговиков будет меньше оснований нуждаться в надлежащем документальном подтверждении и сомневаться в обоснованности понесенных организацией расходов.

Мы рассмотрели порядок налогообложения выплат в соответствии с Соглашением с позиций расчета налога на прибыль. Возникает вопрос: как учитывать выплаты в пользу работников при исчислении «зарплатных» налогов, таких как НДФЛ и ЕСН? Все зависит от квалификации выплаты. Если это расходы, связанные с оплатой труда, то они облагаются налогами в общеустановленном порядке. Если это компенсационные выплаты, то они могут быть исключены из налоговой базы по ЕСН и НДФЛ, если имеют отношение к тем компенсациям, которые поименованы в п. 3 ст. 217 НК РФ и в пп. 3 п. 1 ст. 238 НК РФ. Но даже если компенсационные выплаты, установленные отраслевым соглашением, не перечислены в указанных пунктах, бухгалтер может их исключить из налоговой базы в силу открытости списка необлагаемых компенсационных выплат. Единственное, следует быть готовым к разногласиям с налоговыми инспекторами, нередко предъявляющими претензии к любым выплатам, прямо не поименованным в Налоговом кодексе.

И.Н.Черныш

Эксперт журнала

«Услуги связи:

бухгалтерский учет

и налогообложение»

Участие работников и их представителей в управлении организацией.

Работники имеют право на участие в
управлении организацией непосредственно,
либо через представителей (представительные
органы).

Формы участия

1) учет мнения представительного органа
работников (например, в случае сокращения
численности или штата работников, в
случае увольнения профсоюзного работника,
в случае принятия локальных нормативных
актов.

2) проведение взаимных консультаций с
работодателем представительным органом
работников по вопросам принятия локальных
нормативных актов;

3) получение от работодателя информации
непосредственно затрагивающей интересы
работника;

4) обсуждение с работодателем вопросов
о работе организации, внесении предложений
по совершенствованию такой работы;

5) обсуждение представительным органом
работников планов социально-экономического
развития организации;

6) участие в разработке и принятии
коллективных договоров;

и другие формы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector