ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НОРМА ЧАСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ЗА СТАВКУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Режим рабочего времени учителей, преподавателей, педагогов учреждений дополнительного образования, тренеров — преподавателей образовательных учреждений в период учебного года

Рабочее время названных лиц состоит из двух частей: нормируемой и другой ненормируемой педагогической работы.

Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает время проводимых учебных занятий, независимо от их продолжительности и коротких перерывов (перемен) между занятиями.

Другая ненормируемая часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, не определяется по количеству часов, следует из должностных обязанностей работников, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка данного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника (классное руководство, заведование кабинетом, проверка письменных работ). Причем дни недели (периоды, в течение которых учреждение осуществляет свою деятельность), свободные у педагогических работников от проведения учебных занятий по расписанию, выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.д.

В случае невозможности обеспечения педагогов полной учебной нагрузкой, но с учетом гарантии выплаты заработной платы в полном размере в случаях, предусмотренных п. 2 Постановления N 191, режим рабочего времени определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. Это может быть работа в группах продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому с обучающимися, организуемых в соответствии с медицинским заключением, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа по физическому воспитанию и другая педагогическая работа, объем которой регулируется учреждением.

Режим рабочего времени преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам (сокращение количества часов по учебному плану и учебным программам и (или) классов, групп и др.) учебная нагрузка, установленная в начале года, в течение года уменьшается, определяется количеством часов пропорционально сохраняемой заработной плате с учетом времени, необходимого для выполнения воспитательной и другой педагогической работы.

Режим рабочего времени работников в образовательных учреждениях, выезжающих на летние дачи и или организующих летний отдых в той же или другой местности, а также при проведении туристических походов, экскурсий, экспедиций, путешествий

Привлечение педагогических работников в каникулярный период, не совпадающий с их ежегодным оплачиваемым отпуском, но на срок не более чем на один месяц к работе в оздоровительных лагерях и других оздоровительных образовательных учреждениях, расположенных в другой местности, а также в качестве руководителей длительных (без возвращения в тот же день) походов, экскурсий, путешествий в другую местность возможно только с согласия работников. Режим их рабочего времени устанавливается с учетом выполняемой ими работы и определяется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором.

Учет рабочего времени

Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником. Каким же образом это делать в учреждениях образования и какое время проставлять в табеле? А проставлять в нем нужно время, отработанное в течение установленной продолжительности рабочей недели 30 или 36 часов или в пределах нормы педагогических (учебных) часов за ставку заработной платы.

Форма табеля использования рабочего времени 0504421 и методические рекомендации по его заполнению для государственных и муниципальных учреждений утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.

Табель ведется лицами, назначенными приказом по учреждению, ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений. Он открывается ежемесячно за два-три дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц, применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от его нормального использования. Выбор способа заполнения табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики

В случае регистрации отклонений в верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней – условные обозначения отклонений. В нижней части строки записываются также часы работы в ночное время. При наличии у одного работника учреждения двух видов отклонений в один день (период) нижняя часть строки записывается в виде дроби, числитель которой – условное обозначение вида отклонений, а знаменатель – часы работы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется. В сроки, установленные порядком документооборота учреждения, сотрудник, ответственный за ведение табеля, отражает количество дней (часов) неявок (явок), а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, работа в ночное время и др.) с записью их в соответствующие графы. Табель подписывается лицом, на которое возложено его ведение, и в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов.

При обнаружении лицом, ответственным за составление табеля, факта неотражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работником листка нетрудоспособности, приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку, приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику и других документов, в том числе позднее представление документов) необходимо представить корректирующий табель.

При заполнении табеля применяются следующие условные обозначения:

Наименование показателя

Код

Выходные и нерабочие праздничные дни

В

Работа в ночное время

Н

Выполнение государственных обязанностей

Г

Очередные и дополнительные отпуска

О

Временная нетрудоспособность, нетрудоспособность по беременности и родам

Б

Отпуск по уходу за ребенком

ОР

Часы сверхурочной работы

С

Прогулы

П

Неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств)

НН

Неявки с разрешения администрации

А

Выходные по учебе

ВУ

Учебный дополнительный отпуск

ОУ

Замещение в 1-м – 3-м классах

ЗН

Замещение в группах продленного дня

ЗП

Замещение в 4-м – 11-м классах

ЗС

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни

РП

Фактически отработанные часы

Ф

Служебные командировки

К

Образовательное учреждение вправе самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.

Режим работы педагогов

Основы режима рабочего времени преподавателей определены в приложении к приказу №536 и статье 47 ФЗ №272. Вот они вкратце:

Режим работы и отдыха педагогов определяется, исходя из специфики работы образовательного заведения. Некоторые учреждения работают только в определенный сезон, некоторые по сменам, а некоторые рассчитаны на круглосуточное проживание учащихся.

Режим РВ устанавливается правилами внутреннего распорядка организации, коллективным договором и другими локальными актами. Он отражается в трудовом договоре и определяет график работы и расписание занятий.

Если режим труда одного или нескольких педагогов отличается от режима, принятого в учреждении, это обязательно надо указать в трудовом договоре. Таково требование статьи 57 Трудового Кодекса.

Поскольку образовательные учреждения функционируют по самым разным графикам, педагогическим работникам может быть установлен практически любой режим. Например:

  • сменный график;
  • пятидневка;
  • гибкий график;
  • с неполным или разделенным рабочим днем.

Немного подробнее — о разделении рабочего дня. Оно предусмотрено пунктом 3.2 Приложения к приказу №536 для учреждений, где воспитательная и учебная часть чередуются, как, например, в интернатах. В этих случаях допускается делать между частями рабочего дня перерывы в два или более часов. Этот перерыв не учитывается в рабочем времени. Принимая такое решение, руководитель должен учесть мнение профсоюза, если он есть. Компенсация неудобств, связанных с «рваным» графиком, должна осуществляться в соответствии с нормами коллективного договора.

На практике такой подход не очень удобен: работники тратят свое время, а работодатель — средства. Оптимальное решение — составить гибкий график и суммировать рабочее время в утренние и вечерние часы.

Эта особенность касается, главным образом, воспитателей. Для преподавателей в большинстве случаев устанавливается пяти- или шестидневка.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что при разработке режима времени работы и отдыха педагогических работников надо учитывать:

  • Режим работы и другие особенности образовательного учреждения.
  • Нормы часов и установленную законодательством продолжительность рабочего времени.
  • Затраты времени, необходимого для выполнения должностных обязанностей, на которые не распространяются нормочасы (воспитательная, исследовательская, творческая, организационная и другие работы).

Как оформить ненормированный день, чтобы не платить за переработки

Учет рабочего времени педагогических работников

В соответствии с трудовым законодательством (статья 91 ТК), работодатель должен учитывать время, которое фактически отработали сотрудники.

В табеле надо отмечать часы, отработанные в пределах установленной законом максимальной длительности рабочей недели (до 36 часов) или в рамках нормы часов за ставку. Форму и правила заполнения табеля регламентирует Приказ Минфина №52н от 30.03.2015.

В большинстве компаний ведение табеля — это ответственность сотрудника отдела кадров. В образовательных учреждениях этим, как правило, занимается заместитель директора по учебной или учебно-воспитательной работе. В любом случае это должен быть сотрудник, которому эту функцию назначили приказом.

Особенность преподавательской работы такова, что нередко возникают отклонения от нормального использования рабочего времени (например, пришлось выйти на замену). Эти отклонения надо фиксировать в табеле, условно разделяя строку по горизонтали: в верхней части записать часы отклонения, а в нижней — его условное обозначение.

Варианты условных обозначений:

Ф

Фактически отработанное время

О

Отпуск плановый

В

Выходной или праздник

ОР

Отпуск по уходу за ребенком

Н

Ночное время

ОУ

Допотпуск для учебы

Г

Исполнение гособязанностей

С

Сверхурочная работа

Б

Больничный и другая временная нетрудоспособность

П

Прогул

НН

Неявка по неизвестной причине

А

Неявка, одобренная администрацией

ВУ

Учебные выходные

ЗН

Замещение в начальных классах (1–3)

ЗП

Замещение в продленке

ЗС

Замещение в средних классах (4–11)

РП

Работа в выходной или праздник

К

Командировка

Этот набор является рекомендуемым, но не обязательным. Можно дополнить список, в зависимости от специфики работы и учетной политики учебного заведения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector