Повышение квалификации педагогических работников

Недостаток навыков

Технологическое развитие привело к росту числа квалифицированных и наукоемких работ и потребности в специалистах, обученных соответствующим образом. Недостаток квалифицированных кадров сдерживает развитие бизнеса, однако это вполне естественное явление, вызванное временным расхождением в развитии новых технологий и процессов и обучения им кадров. Осуществить переподготовку работников старшего возраста часто можно гораздо быстрее. Очевидно, первым шагом в преодолении несовершенства навыков должно стать использование существующих кадров и их умений.

Сиюминутные последствия отсутствия необходимых навыков вполне очевидны, однако отсроченный эффект пренебрежительного отношения к повышению квалификации персонала может проявиться, когда ситуация станет критической. Традиционно, когда у компании большой «портфель заказов», руководство не находит времени на обучение персонала; вместе с тем, когда дел становится меньше, на обучение зачастую не хватает денег. Исследования показывают, что наибольших успехов добиваются те организации, которые систематически занимаются повышением квалификации своих сотрудников и расходуют на обучение достаточно средств. Расширяя внутренние возможности и повышая гибкость кадров, компания предотвращает дефицит квалифицированных сотрудников и меньше подвержена краткосрочным изменениям в экономике.

Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров

В соответствии со
статьей 1 ТК РФ одной из основных задач
трудового законодательства является
правовое регулирование отношений по
профессиональной подготовке, переподготовке
и повышению квалификации работников
непосредственно у данного работодателя.

Необходимость
профессиональной подготовки и
переподготовки кадров для собственных
нужд определяет работодатель. Работодатель
проводит профессиональную подготовку,
переподготовку, повышение квалификации
работников, обучение их вторым профессиям
в организации, а при необходимости — в
образовательных учреждениях начального,
среднего, высшего профессионального и
дополнительного образования на условиях
и в порядке, которые определяются
коллективным договором, соглашениями,
трудовым договором.

Формы профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации работников, перечень
необходимых профессий и специальностей
определяются работодателем с учетом
мнения представительного органа
работников в порядке, установленном
статьей 372 ТК РФ для принятия локальных
нормативных актов.

Выделяют следующие
формы профессионального обучения: 1)
профессиональная подготовка; 2)
переподготовка; 3) повышение квалификации;
4) обучение вторым профессиям.

Профессиональная
подготовка имеет целью ускоренное
приобретение обучающимся навыков,
необходимых для выполнения определенной
работы, группы работ. Она не сопровождается
повышением образовательного уровня
обучающегося.

Непосредственно
у работодателя профессиональная
подготовка лиц, ищущих работу и не
имеющих профессии, осуществляется на
основе ученического договора.

Профессиональная
переподготовка является одним из видов
дополнительного профессионального
образования; она проводится с учетом
профиля полученного образования
специалистов и предполагает расширение
их квалификации в целях адаптации к
новым экономическим и социальным
условиям, ведения новой профессиональной
деятельности, в том числе с учетом
международных требований и стандартов.

Повышение
квалификации осуществляется с целью
обновления теоретических и практических
знаний специалистов в связи с повышением
требований к уровню квалификации и
необходимостью освоения современных
методов решения профессиональных задач
(п. 7 Типового положения об образовательном
учреждении дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации)
специалистов, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610)46.

Обучение работников
вторым профессиям — это профессиональное
обучение лиц, уже имеющих профессию, с
целью получения новой профессии с
начальным либо более высоким уровнем
квалификации. Данный вид обучения
применяется по рабочим профессиям.
Обучение работников вторым профессиям
организуется для расширения их
профессионального профиля, а также по
совмещаемым профессиям. Обучение вторым
профессиям осуществляется непосредственно
работодателем на основе заключенного
между ним и работником ученического
договора47.

В случаях,
предусмотренных федеральными законами,
иными нормативными правовыми актами
РФ, работодатель обязан проводить
повышение квалификации работников,
если это является условием выполнения
работниками определенных видов
деятельности.

Сотрудник таможенного
органа наряду с другими правами имеет
право на переподготовку
(переквалификацию) и повышение квалификации
за счет средств, предусмотренных на
содержание Федеральной таможенной
службы; (п. 8
ст. 16 Федерального
закона РФ «О службе в таможенных органах
Российской Федерации»)48.
Следовательно, начальник соответствующего
таможенного органа обязан обеспечить
переподготовку (переквалификацию) и
повышение квалификации сотруднику
таможенного органа.

Повышение
квалификации гражданского служащего
осуществляется по мере необходимости,
но не реже одного раза в три года (п. п.
4, 5 ст. 62 Федерального закона от 27 июля
2004 г. N 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»).

Работникам,
проходящим профессиональную подготовку,
переподготовку, повышение квалификации,
обучение вторым профессиям работодатель
должен создавать необходимые условия
для совмещения работы с обучением,
предоставлять гарантии, установленные
трудовым законодательством и иными
нормативными правовыми актами, содержащими
нормы трудового права, коллективным
договором, соглашениями, локальными
нормативными актами, трудовым договором.

Постоянные организационные изменения

За последнее десятилетие большинство организаций претерпели значительные изменения. Как правило, это связано с переходом от иерархических пирамид к коллективам, работающим по принципу команды. Отметим некоторые последствия этого процесса для менеджеров и персонала.

Менеджерам и руководителям часто приходится управлять большим количеством людей и более сложными рабочими процессами и процедурами. Соответственно меньше возможностей остается для микроуправления, а сотрудники могут проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения.

Менеджеры и руководители получили дополнительные обязанности по работе с персоналом и обучению, промышленным связям, безопасности производства и т. п. Это повышает потребность в делегировании полномочий.

Популярный в настоящее время стиль командной работы означает, что персонал должен развивать у себя умение руководить и работать в команде. Кроме того, сотрудникам приходится проявлять большую гибкость, работая в разных качествах над различными заданиями.

Некоторые из вышеупомянутых изменений, вероятно, вас пока не коснулись. Вместе с тем менеджерам следует быть готовыми к значительным переменам, которые, несомненно, грядут. Забота о повышении квалификации персонала даст людям необходимые навыки и уверенность в своих силах, чтобы пробовать новые роли и преодолевать периоды неопределенности.

Преимущества повышения квалификации для сотрудников

Гарантированная занятость. Сотрудники, владеющие многочисленными навыками, больше востребованы, поскольку могут приспособиться к меняющемуся характеру работы. Развитие универсальных навыков повышает ценность сотрудника, который может выполнять разную работу в данной организации.

Рабочий потенциал. Персонал, занимающийся развитием своих навыков и желающий их улучшить, может брать на себя дополнительные обязанности. У таких сотрудников больше возможностей для продвижения по службе.

Ослабление стресса. Адекватная подготовка, соответствующая рабочим требованиям, ослабляет стресс и повышает способность приспосабливаться к изменениям и работе в сложных условиях.

Мотивация и удовлетворение от работы. Повышая свою квалификацию, сотрудники ощущают заботу руководства, что способствует повышению мотивации и удовлетворения от работы.

По данным опросов, размер оплаты имеет гораздо меньшее значение, чем принято считать

Исследователи сделали важное наблюдение: люди хотят интересной и увлекательной работы, хотят работать с удовольствием и гордиться результатами своего труда. Менеджеры и руководители имеют большое влияние на работу своих сотрудников и их отношение к ней

Следует больше заботиться о повышении удовлетворенности работой.

Типичные ситуации

Когда вы приступаете к чему-либо новому или что-то меняете, возможно возникновение определенных трудностей

Ниже описаны несколько ситуаций, которые иногда возникают, если уделять внимание развитию своих сотрудников. После каждого описания предлагается возможная реакция на ситуацию

Ситуация. Люди ранее прошли курс обучения, но отнеслись к нему не слишком серьезно ввиду отсутствия преемственности.

Реакция. Поставьте их в известность, что у вас есть особый метод подготовки и контроля после окончания курсов. Подготовка включает обсуждение с сотрудником предстоящего курса обучения и ваших с ним ожиданий. К контролирующим относятся следующие мероприятия: 1) обсуждение с вами пройденного курса обучения, при этом акцент делается на том, как применить приобретенные знания в текущей работе; 2) краткое выступление сотрудника на собрании трудового коллектива, чтобы коллеги получили представление о пользе обучения и, возможно, помогли воплотить в жизнь новые идеи.

Ситуация. Вы годами не обращали внимания на своих сотрудников и внезапно решили заняться их обучением и развитием. Некоторые из них озадачены, скептически относятся к новым веяниям.

Реакция. На обычном собрании трудового коллектива отметьте, что собираетесь развить собственные навыки и хотите, чтобы сотрудники обдумали пути повышения своей продуктивности. Большинство людей одобрительно воспримут эту идею. Некоторые «ветераны производства» будут нуждаться в заверениях, что новая политика не представляет для них угрозы. Встретьтесь с каждым из них лично, пусть они предложат направления повышения квалификации, обсудите способы их реализации. Для тех, кто работает в организации длительное время, курс обучения с отрывом от работы окажется более интересным и полезным, чем обучение на рабочем месте.

Ситуация. Вы заинтересованы в развитии собственных навыков и умений ваших сотрудников, но должны заручиться поддержкой начальства.

Реакция. Анализ результатов работы дает возможность обсудить с начальником перспективы развития своих сотрудников и свои собственные. Дайте начальнику понять, что собираетесь заняться повышением квалификации персонала, а также упомяните связанные с этим выгоды для организации.

Век информации

Век информации, то есть технологическая революция, основанная на развитии информационных технологий, сопровождается существенными изменениями в экономике и рабочих обязанностях. Мы перешли от промышленной системы изготовления и перемещения продукции к системе сервисного обслуживания и решения наукоемких задач. Традиционные требования к рабочим и служащим изменились, возникли новые рабочие места, особенно в сфере обслуживания, телекоммуникации и сфере информационных технологий. Сейчас в Европе и Северной Америке примерно 70% рабочих мест предполагают умственный труд и менее 30% — физический, тогда как пятьдесят лет назад соотношение было обратным. Следовательно, готовность меняться, приспосабливаться становится важнейшим требованием к работнику.

По данным департамента труда США, среднестатистический американец, вступающий сейчас в ряды рабочей силы, будет не менее трех раз в течение своей трудовой деятельности менять ее вид. В сходных обстоятельствах находятся и трудовые ресурсы европейских стран, «работа на всю жизнь» становится редкостью. Таким образом, людям необходимо развивать и приобретать универсальные знания и навыки, которые помогут устроиться на новую работу при изменении рабочей ситуации.

Изменение требований к рабочей силе

В прошлом люди могли надеяться на то, что полученное ими образование и подготовка окажутся достаточными на всю жизнь. Однако сейчас базовое обучение создает лишь основу для профессиональной карьеры. Достаточные навыки и опыт при приеме на работу отнюдь не гарантируют того, что в связи с изменением обстоятельств и рабочей ситуации не потребуется совершенствовать имеющиеся у работника навыки. Работа и учеба должны стать неразрывными, ведь если сотрудники не имеют возможности повышать квалификацию на рабочем месте, их навыки постепенно устаревают. Аналогичным образом, если руководство компании не вкладывает достаточно средств в обучение и переквалификацию кадров, производство неизбежно тормозится.

Традиционно термин «развитие» (повышение квалификации) относилось к сравнительно небольшому по численности управленческому звену в крупных компаниях, менеджеров считали «мозгом» организации. Однако сейчас возникла необходимость в распределении руководства, то есть большее число людей теперь должно владеть соответствующими навыками. Численность и удельный вес руководителей и специалистов возросли, что усилило потребность в повышении профессиональной квалификации. Действительно, постоянное повышение профессиональной квалификации теперь выдвигается в качестве обязательного требования большинством профессиональных ассоциаций.

Необходимость в дополнительном обучении и повышении квалификации сначала затронула менеджеров и узких специалистов, а теперь это касается персонала всех уровней.

Задачи и задания

Задача 1. Мастер цеха по
производству силикатного кирпича ООО
“Бетоноконтрукции” Парин приказом
начальника цеха направлен на кур­сы
повышения квалификации с частичным
отрывом от производства. Парин с приказом
не согласился, указывая, что проработал
на заводе три года и начальник цеха не
вправе направлять его на курсы и в
на­стоящее время у него большой объем
работы, поэтому он не должен по­вышать
свою квалификацию. 

Разрешите спор.

Задача 2. Департамент
федеральной государственной службы
занятости по Самарской области обратился
в Арбитражный суд Самарской области с
иском к муниципальному учреждению
культуры “Звезда” о взыскании 10 000
рублей расходов по обучению бывшей
работницы, уволенной в связи с сокращением
штата. Представитель учреждения в суде
иск не признал, указав, что в соответствии
с действующим законодательством о
занятости на работодателя не возложена
обязанность по возмещению службам
занятости затрат на создание специальных
рабочих мест и профессиональную
подготовку, повышение квалификации,
переподготовку других категорий
высвобождаемых работников. Решением
суда в удовлетворении иска отказано.

Правильно ли решение суда.

Задача 3. Какие из условий
ученического договора не соответствуют
ТК РФ:

а) ученический договор
расторгается по соглашению сторон в
любое время;

б) время ученичества
засчитывается в общий трудовой стаж;

в) ученикам выплачивается
стипендия в размере тарифной ставки
ми­нимального оклада;

г) ученики обязаны соблюдать
правила внутреннего трудового распорядка;

д) в случае если ученик по
окончании ученичества не выполняет
свои обязательства по договору, он
обязан возместить работодателю все
расходы в связи с ученичеством;

е) практическая работа
ученика оплачивается  в пределах
стипендии, размер которой определяется
ученическим договором;

ж) в течение срока действия
ученического договора его содержание
может быть изменено работодателем с
предварительного извещения ученика;

з) ученический договор по
соглашению сторон может быть заключен
в устной форме.

Задача 4. Фомин
работал летчиком-испытателем в гражданской
авиации. Приказом администрации он был
уволен с работы ввиду несоответствия
занимаемой должности вследствие
недостаточной квалификации. Пово­дом
к увольнению послужило то обстоятельство,
что Фомин при сдаче экзаменов на повышение
квалификации летчика-испытателя (с
четверто­го класса на третий) получил
оценки по специальным дисциплинам ниже
требуемых. Поэтому ему было отказано в
повышении класса летчика-Испытателя.
Считая свое увольнение незаконным,
Фомин обратился в суд с иском
о восстановлении на работе, указав в
нем, что за три месяца доувольнения
он прошел проверку теоретических знаний
и практической работы, подтвердил
четвертый класс летчика-испытателя и
по заключе­нию квалификационной
комиссии признан годным к летной работе.

Какое решение должен
вынести суд? Какие последствия могут
иметь место для работника, который не
справился с квалификационным экзаменом
(зачетом)?

Задача 5. Какие виды ученических
договоров существуют в трудовом
законодательстве России?

а) ученический договор с
лицом, ищущим работу на переобучение
без отрыва от производства;

б) ученический договор с
работником на профессиональное обучение;

в) ученический договор с
лицом, ищущим работу на профессиональное
обучение;

г) ученический договор с
лицом, ищущим работу на профессиональное
обучение с отрывом от производства;

д) ученический договор с
работником на профессиональное обучение
без отрыва от производства;

е) ученический договор с
работником на профессиональное обучение
с отрывом от производства.

Задача 6. Иванов заключил с
ОАО “Строймонтаж” ученический договор
на профессиональное обучение по
специальности “Каменщик” сроком на 4
года. Через два года обучения Иванов
сильно заболел и месяц пролежал в
больнице. После того, как его выписали
из больницы, он узнал, что директор ОАО
“Строймонтаж” Петров направил ректору
строительного института, в котором
обучался Иванов письмо, в котором указал,
что Иванов с нового семестра должен
быть переведен на специальность
“Трубопрокладчик”. Иванов не согласился
с данным решением директора ОАО
“Строймонтаж” и обратился в прокуратуру.

Вы в роли прокурора. Какие
разъяснения следует дать Иванову.

Задание. Составьте проект
ученического договора.

Повышение квалификации

Прохождение сотрудниками профессиональной переподготовки, обучения дополнительным профессиям , а также повышения квалификации проходят по специально разработанным образовательным программам.

26 июня 1995 года правительство РФ приняло Постановление об образовательных учреждениях, где люди получают дополнительное профессиональное образование. Согласно этому документу, работник может получить дополнительное профессиональное образование в качестве повышения уже имеющейся квалификации, прохождения стажировки, профпереподготовки. Также в нем подробно описаны различные виды обучения специалистов и характеристики каждого из них. Например, процесс повышения квалификации включает в себя:

  • Прохождение краткосрочного (72 часа) тематического обучения особенностям конкретного процесса производства, которое проводят на месте основной работы. В конце работники обычно сдают экзамен, зачет или защищают реферат.

  • Прохождение тематических или проблемных семинаров (72-100 часов) по локальным специфическим проблемам разного рода.

  • Прохождение длительного (больше 100 часов) обучения сотрудников в спецучреждении, предоставляющем возможность повышения квалификации путем углубленного рассматривания и изучения актуальных проблем и их решения согласно профилю.

Процесс повышения квалификации сотрудника проходит с полным, частичным или без отрыва от работы, а также по индивидуальному графику. Форма прохождения и срок устанавливается договором, который заключают заказчик и учебное учреждение.

Специалисты могут проходить стажировку как в роли самостоятельного вида получения дополнительного образования, так и в роли одного из частей учебного плана. Цель стажировки состоит в изучении передового опыта и приобретении необходимых навыков, как профессиональных, так и организаторских, а также в практическом закреплении теоретических навыков.

Работник может проходить стажировку как на территории России, так и за границей. Длительность стажировки устанавливает работодатель.

Государственными, а также негосударственными (прошедшими аккредитацию) учебными учреждениями выдаются документы государственного образца при успешном окончании учебного курса слушателями:

  • Удостоверение про повышение квалификации (72-100 часов).

  • Свидетельство про повышение квалификации (больше 100 часов).

  • Диплом профессиональной переподготовки (больше 500 часов).

  • Диплом присвоения квалификации (больше 1000 часов).

В государственном заказе можно найти сведения о числе государственных служащих, которых направляют на обучение (отдельно по программе повышения квалификации и по переподготовке), о цене на обучение (по каждой программе), а также учтено финансирование обеспечение научных и учебных методистов и информационных аналитиков.

Государственный заказ размещают в учебных учреждениях (получивших специальную лицензию) на конкурсной основе во время формирования заявок. Как переподготовка, так и повышение квалификации государственных работников проводятся на основе договоров, которые были заключены между федеральными органами исполнительных властей и учебными учреждениями. Затраты согласно договора будут возмещены федеральным органам Минтрудом, что не должно превышать размер средств федерального бюджета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector