Государственная экспертиза условий труда и ее функции

Другие основания для проведения экспертизы

Контрольные мероприятия могут проводиться по ряду других причин:

  1. Несоответствие условий труда требованиям, предъявляемым законодательством (о классификации условий труда, установленной законодателем, можно узнать из статьи https://otdelkadrov.online/11638-unifitsirovannaya-klassifikatsiya-uslovii-truda-po-faktoram-proizvodstvennoi-sredy). Проверка может быть инициирована исполнительными органами (к примеру, Роспотребнадзором, установившим нарушения), работниками предприятия и профессиональными объединениями.
  2. Сомнения в правильности применения дополнительных тарифов при изучении материалов по результатам независимой экспертизы условий труда. Инициатором в этом случае выступает ФСС или другая организация-страховщик.
  3. Нарушение со стороны администрации порядка исчисления и предоставления гарантий и компенсаций, в связи с условиями труда (п. 2 приказа) на конкретном рабочем месте. Чаще всего инициирует мероприятия сам сотрудник, но это может сделать профсоюз или трудовая инспекция.

Этапы госэкспертизы

Госэкспертиза проводится в несколько этапов:

1. Рассмотрение оснований для ее проведения. На данном этапе анализируется представленное заявление и пакет документов. Если их окажется недостаточно или в документах будут выявлены недостоверные сведения, то госэкспертиза проводиться не будет. При этом за заявителем оставлено право повторить попытку, устранив допущенные нарушения. Отметим также, что на принятие решения, будет проводиться госэкспертиза или нет, отведено семь рабочих дней с момента регистрации соответствующего заявления.

2. Проведение экспертной оценки заявленного объекта госэкспертизы условий труда. На этом этапе порядок действий различается в зависимости от цели проведения госэкспертизы.

3. Проведение исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров). Этот этап необязательный, то есть он проводится по необходимости. В случае если это «удовольствие» оплачивает заявитель, то ему будет направлено уведомление о необходимости проведения таких исследований. Стоимость будет рассчитана на основе изучения предложений по проведению аналогичных исследований (испытаний) или измерений не менее чем трех аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров). После получения такого уведомления заявителю дается 10 дней на оплату счета. Здесь интерес представляет еще один момент: что будет, если работодатель не внесет соответствующую плату? На самом деле все просто — в трудовую инспекцию поступит сигнал о необходимости проверить… как этот работодатель соблюдает нормы трудового законодательства.

4. Оформление результатов государственной экспертизы условий труда. Данный этап состоит из двух частей. Сначала составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда. В нем указывается информация, кем проводилась госэкспертиза, на каком основании, кто был заявителем, когда было зарегистрировано соответствующее заявление, период проведения госэкспертизы, что, собственно, проверяли-оценивали, сведения о работодателе, о рабочих местах и т.д.

В зависимости от объекта государственной экспертизы условий труда в проекте заключения государственной экспертизы условий труда содержится один из следующих выводов:

  • о качестве проведения специальной оценки условий труда;
  • об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • о соответствии фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.

В любом случае указанные выводы должны быть подробными и обоснованными — все выявленные нарушения или несоответствия прописываются детально со ссылкой на соответствующие нормативные акты.

Обратите внимание! Госэксперт обязан обеспечивать объективность и обоснованность своих выводов, сохранность материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений. Он не вправе участвовать в проведении экспертизы, если это может повлечь конфликт интересов или создать угрозу его возникновения

Проект заключения (в двух экземплярах) подписывается госэкспертом и руководителем органа госэкспертизы. Далее он выносится на рассмотрение членов экспертной комиссии. Проект принимается большинством голосов (при необходимости в него вносятся коррективы) и не позднее трех дней после утверждения заключения госэкспертизы условий труда один экземпляр вручается заявителю (или направляется по почте).

Копию указанного заключения получит и работодатель (если не он был заявителем), и организация, проводящая спецоценку условий труда, если ее качество переоценивалось.

Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения спецоценки условий труда рассматриваются Минтрудом бесплатно. В остальных случаях они разрешаются судом, а также в досудебном порядке — в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

В завершение скажем о сроках. В общем случае в соответствии с Порядком госэкспертиза занимает не более 30 рабочих дней. При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на 60 рабочих дней.

Д.Ковалев

Виды государственной экспертизы условий труда

Вышеобозначенный приказ Минтруда №549н предусматривает различные варианты проведения экспертизы УТ. В частности, существует разделение такой экспертизы на виды. От вида проводимых исследований будет зависеть окончательное заключение, проверяемые объекты и мероприятия, а также условия предоставления подобных исследований. Так, в первую очередь экспертизы УТ подразделяются на:

  • Проверку специальной оценки УТ;
  • Проверку фактических УТ;
  • Проверку точности и правильности предоставления трудящимся обусловленных законом компенсаций за их деятельность во вредных или опасных условиях.

Соответственно, экспертиза может требовать привлечения различных специалистов и проводиться в различных форматах. Так, проверка качества специальной оценки УТ может производиться в формате документальной экспертизы, равно как и проверка правильности предоставления компенсаций. В то же самое время, проведение проверки фактических условий, в каковых исполняют свои рабочие обязанности трудящиеся без визита на сам объект труда является невозможным.

Документальная сторона

Порядок заполнения заявления о проведении госэкспертизы условий труда и перечень документов, которые к нему должны быть приложены, разнится в зависимости как от категории заявителя, так и от цели проведения данного мероприятия. Подробные инструкции на каждый случай изложены в разд. II Порядка. Отметим, что, к примеру, у работника может не оказаться в наличии определенных документов. В этом случае они могут быть запрошены органом госэкспертизы непосредственно у работодателя. Тот, в свою очередь, в течение 10 дней должен как-то на этот запрос отреагировать — представить требуемые документы или сообщить о невозможности это сделать. Отдельная информация органом госэкспертизы может быть получена и посредством межведомственного обмена.

Заявление может быть подано лично на бумажном носителе, отправлено по почте с уведомлением о вручении либо с использованием электронной подписи по «электронке», в том числе через портал госуслуг. В любом случае оно должно быть зарегистрировано в органе госэкспертизы условий труда. И только затем оно будет пущено в работу.

Важно

  • В соответствии со статьей 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590; 2013, N 52, ст. 6986), частью 1 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2014, N 26, ст. 3366) и подпунктом 5.2.14 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2013, N 22, ст. 2809; N 36, ст. 4578; N 37, ст. 4703; N 45, ст. 5822; N 46, ст. 5952; 2014, N 21, ст. 2710; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 4 августа 2014 г., N 0001201408040017), приказываю:
  • г) индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте, с указанием структурного подразделения работодателя (при наличии), в отношении условий труда которого ДОЛЖНА проводиться государственная экспертиза условий труда;
  • 9. Государственный эксперт ОБЯЗАН обеспечивать объективность и обоснованность своих выводов, изложенных в заключениях государственной экспертизы условий труда, сохранность полученных документов и других материалов, полученных для осуществления указанной экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
  • В случае направления заявления и документов в виде электронного документа они ДОЛЖНЫ быть подписаны видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов.
  • 18. Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется руководителем государственной экспертизы в зависимости от трудоемкости экспертных работ и не ДОЛЖЕН превышать тридцати рабочих дней со дня регистрации в органе государственной экспертизы условий труда оснований для государственной экспертизы условий труда.
  • 29. Решение о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса принимается руководителем государственной экспертизы по представлению государственного эксперта (экспертной комиссии) и ДОЛЖНО содержать расчет объема необходимых к проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и, в случае проведения таких исследований (испытаний) и измерений за счет средств заявителя или работодателя, стоимости их проведения, определяемой на основе изучения предложений по проведению аналогичных исследований (испытаний) или измерений не менее чем трех аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров).
  • В случае отсутствия документального подтверждения указанной в настоящем пункте оплаты, произвести которую в соответствии с абзацем вторым пункта 28 настоящего Порядка ДОЛЖЕН работодатель, копия заключения государственной экспертизы условий труда направляется в адрес государственной инспекции труда по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда на которых проводилась государственная экспертиза условий труда, для принятия решения о проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на указанных рабочих местах.
  • 31. При необходимости проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса за счет средств заявителя или работодателя, заявитель или работодатель ОБЯЗАНЫ в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в пункте 30 настоящего Порядка, представить в орган государственной экспертизы условий труда документальное подтверждение внесения на соответствующий лицевой счет органа государственной экспертизы условий труда средств в качестве оплаты проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
  • 35. Выводы, содержащиеся в проекте заключения государственной экспертизы условий труда, ДОЛЖНЫ быть подробными и обоснованными.

Специально уполномоченные органы надзора и контроля

. Государственный надзор за безопасным
ведением работ в промышленностипрописан в статье 366 ТК РФ.

Государственный надзор за соблюдением
правил по безопасному ведению работ в
отдельных отраслях промышленности и
на некоторых объектах осуществляется
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
контролю и надзору в сфере промышленной
безопасности. Государственный надзор
вправе следить за соблюдением
государственных нормативных требований
охраны труда на объектах угольной,
горнорудной, горно-химической,
нефтедобывающей и газодобывающей,
химической, металлургической и
нефтегазоперерабатывающей промышленности.
А также при устройстве и эксплуатации
подъёмных сооружений, котельных установок
и сосудов, работающих под давлением,
трубопроводов для пара и горячей воды,
при проведении взрывных работ в
промышленности.

Государственный энергетический
надзор.

(Положение о государственном энергетическом
надзоре в Российской Федерации утверждено
Постановлением Правительства РФ от 12
августа 1998 года № 938 и статья 367 ТК РФ).

Основной задачей Госэнергонадзора в
РФ является контроль за техническим
состоянием и безопасным обслуживанием
электрических и теплоиспользующих
установок потребителей электрической
и тепловой энергии на предприятиях, в
организациях и учреждениях независимо
от их ведомственной принадлежности и
форм собственности.

Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор (статья 368 ТК РФ) осуществляется
Департаментом санитарно-эпидемиологического
надзора Министерства здравоохранения
РФ. В его функции входит надзор за
соблюдением работодателями
санитарно-гигиенических и
санитарно-противоэпидемиологических
норм и правил, а также надзор и контроль
в сфере санитарно-эпидемиологического
благополучия населения.

Государственный надзор за ядерной и
радиационной безопасностью (Положение
о Федеральном надзоре России по ядерной
и радиационной безопасности утверждено
распоряжением Президента РФ 5 июня
1992года № 283-рп и статья 369 ТК РФ).

Госатомнадзор осуществляет функции
по контролю и надзору в сфере безопасности
при использовании атомной энергии.
Лица, осуществляющие надзор за ядерной
и радиационной безопасностью обязаны
доводить до сведения работников и
работодателей информацию о нарушении
норм ядерной и радиационной безопасности
на проверяемых объектах.

Порядок проведения экспертизы условий труда

Ответственным органом за проведение условий труда является соответствующий орган субъекта РФ в сфере охраны труда. Существующий порядок проведения обозначенной экспертизы подразумевает, в первую очередь, подачу заявления на начало экспертных мероприятий. Лица и органы, которые могут подавать такие заявления, выступающие основанием для проверки, были указаны выше.

Обратите внимание

В случае, если заявителем выступает отдельный работник, экспертиза фактических УТ проводится исключительно по отношению к УТ данного конкретного сотрудника и не затрагивает остальной коллектив и предприятие.

В течение одной недели после подачи заявления ответственный исполнительный орган либо даёт своё согласие на проведение экспертизы, о чём уведомляется как заявитель, так и должностные лица предприятия, либо предоставляет мотивированный отказ.

  • Когда проводится фактическая проверка условий труда;
  • Когда она начинается по соответствующему представлению органов судебной власти;
  • В случае, если данная проверка была инициирована иными уполномоченными органами власти в сфере охраны труда.

В иных ситуациях необходимость оплаты экспертизы возлагается на заявителя. Сроки проведения такой экспертизы составляют тридцать суток с момента получения экспертным органом соответствующего заявления. При этом срок может быть единожды продлён до дополнительного шестидесятидневного рубежа, но не выше него.

По окончании экспертизы выдаётся соответствующее заключение, определяющее соблюдение либо несоблюдение работодателем нормативов по обеспечению адекватных УТ, отдыха, оплаты и компенсации негативных факторов.

В процессе экспертизы могут применяться различные измерения негативных воздействий на сотрудников, в том числе подлежат исследованию как абсолютные показатели, например, содержания вредных веществ в воздухе, температуры, шумового загрязнения, так и относительные, касающиеся непосредственно рабочего процесса. Например – исследование позы сотрудников в процессе работы, объемов физической, психологической и умственной нагрузки.

Важный факт

Следует помнить, что к опасным или вредным УТ может быть отнесена и работа, никак не связанная с опасным производством, техническим оборудованием или химическими факторами. В частности, высокое психологическое давление, вызванное исполнением служебных обязанностей, например – при ежедневном контакте с большим количеством людей, также может признаваться вредными условиями трудовой деятельности.

Организации, участвующие в предоставлении услуги

Организации, принимающие документы

  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Адмиралтейского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Адмиралтейского района
  • Сектор 3 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Василеостровского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Василеостровского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Василеостровского района
  • Сектор 3 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского района
  • Сектор 3 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Московского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Московского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Московского района
  • Сектор 5 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Невского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Невского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Невского района
  • Сектор 3 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Невского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Петроградского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Петроградского района
  • Сектор 7 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 3 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 4 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 5 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 6 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 4 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Невского района
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector