Должностная инструкция воспитателя ДОО учебно-методический материал на тему

Обязанности воспитателя детского сада

админ 9 — Декабрь — 2015

Как только ребенок начинает ходить в детский сад, заботливых мам одолевает беспокойство: обеспечен ли их малышу в садике должный уход, хорошо ли выполняет воспитатель свою работу? Что входит в обязанности воспитателя детского сада и как быть, если педагог не в полной мере свои обязанности выполняет?

Что входит в обязанности воспитателя детского сада

В своей работе воспитатель детского сада обязан придерживаться требований должностной инструкции, которая регламентирует деятельность педагога, его права, обязанности и ответственность. Так, воспитатели несут полную ответственность за здоровье и жизнь своих воспитанников.

В должностные обязанности воспитателя детского сада входит также тщательный присмотр за воспитанниками, осуществляемый в соответствии с требованиями инструкций об охране здоровья и жизни детей, обеспечение строгого выполнения принятого в дошкольном учреждении режима дня и информирование старшей медсестры о любых замеченных изменениях в самочувствии воспитанников.

Совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения воспитатель организовывает закаливающие, профилактические и гигиенические мероприятия.

В должностные обязанности воспитателя детского сада входит создание в группе условий для полноценного развития и обучения детей и благоустройство участка для прогулок.

Воспитатель также должен совместно с инструктором по физкультуре и музыкальным руководителем организовывать праздники и обеспечивать интересный досуг детей.

Должностная инструкция требует от всех педагогов дошкольного учреждения четкого ведения педагогической документации и систематического повышения профессиональной квалификации.

Например, в обязанности воспитателя детского сада входит уважительное отношение к каждому ребенку и проявление педагогического такта в общении с детьми, но не говорится о запрете тех или иных видов наказания (речь не идет, конечно, о физических наказаниях).

Да и померить уважительное отношение конкретного воспитателя к конкретному ребенку представляется делом весьма затруднительным, так что недоразумения между педагогом и родителями практически неизбежны.

Обязанности воспитателя детского сада: что делать в спорных ситуациях?

Претензии у родителей к воспитателям дошкольных учреждений возникают достаточно часто: ребенок плохо одет или не переодет вовремя и отдан родителям грязным, ребенку не уделяется достаточно внимания, его заставляют, есть насильно или наказывают за то, что не спит в тихий час. Порой мамы на родительских форумах в интернете спрашивают: входит ли в обязанности воспитателя детского сада следить за тем, чтобы ребенок был одет правильно? Кому пожаловаться, если брюки на малыше постоянно наизнанку?

Ваши требования к воспитателю лучше сначала обсудить с самим педагогом и излагать их в виде просьбы – так вы избежите конфликта и скорее сможете рассчитывать на то, что воспитатель пойдет вам навстречу. Если же речь идет о нанесении ребенку морального ущерба или случаях травм, то тут действовать придется иначе.

При нанесении ущерба здоровью ребенка вина воспитателя должна быть доказана. Должно быть, очевидно, что ребенок получил травму именно в тот момент, когда находился в дошкольном учреждении под присмотром конкретного педагога.

Если вина педагога доказана, то ущерб (моральный или материальный) взыскивается с дошкольного учреждения, а с конкретным педагогом будет разбираться уже администрация.

Если же вы считаете, что те или иные действия воспитателя нарушают права вашего ребенка и наносят ему моральный ущерб, то следует написать заявление на имя заведующей дошкольным учреждением. В заявлении нужно указать конкретные факты, описать неподобающие действия педагога.

Вы можете также на основании изложенных вами фактов потребовать наказать воспитателя вплоть до отстранения от педагогической деятельности или просить перевести ребенка в другую группу. Если обращение к заведующей не возымело результата, жалобу в письменной форме следует направить в департамент образования города.

Составляйте жалобу в корректной форме, указывая только факты неправомочных действий воспитателя и бездействия заведующей. Обычно обращения в департамент образования бывает достаточно для того, чтобы были приняты соответствующие меры.

Воспитатель воспитателю рознь

Понятие «воспитатель» весьма растяжимое, поскольку оно относится к работникам детских садов, интернатов и школ (воспитатели группы продленного дня), к сотрудникам домов малютки, детских домов и даже исправительных учреждений. Воспитатели работают как с маленькими детьми, так с подростками и взрослыми, как со здоровыми людьми, так и имеющими различные проблемы со здоровьем. Они трудятся как в государственных бюджетных, так и в частных автономных учреждениях.

У разных категорий воспитателей цели, задачи, условия работы подчас весьма ощутимо различаются. Исходя из этого, единого варианта должностной инструкции нет и быть не может, поэтому документ всегда должен корректироваться, в зависимости от того, к кому именно он применяется.

Что, собственно, должен делать младший воспитатель в группе

Итак, основные обязанности младших воспитателей:

Принимает участие в организации и планировании учебно-развивающей деятельности в группе. Это как раз тот пункт, который отличает помощника от младшего воспитателя.

Как раз, кстати, для самоподготовки младшему воспитателю я подобрала еще хорошие книги: «Взаимодействие семьи и ДОО: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей»;«Родитель – ребенок – педагог: модели развития взаимоотношений»;

Обеспечивает благоприятную обстановку для жизнедеятельности воспитанников. Следит за соблюдением режимных моментов в группе;
Под руководством воспитателя совместно с медицинской сестрой проводит мероприятия по сохранению и укреплению здоровья малышей, способствует их всестороннему физическому и психологическому развитию;
Способствует развитию навыков самообслуживания у воспитанников, следит за безопасностью их жизнедеятельности, оказывает помощь по соблюдению санитарно-гигиенических норм

Обеспечивает распределение обязанностей по дежурству по группе между детьми;
Активно участвует в профилактической работе относительно предупреждения возникновения отклоняющего поведения, своим примером демонстрирует важность здорового образа жизни и отклонения вредных привычек;
Несет ответственность за состояние оборудования и помещений группы, строго выполняет требования санитарно-гигиенических норм;
Обеспечивает питание воспитанников со строгим соблюдением режима дня, следит за соблюдением нормы выдачи пищи;
Под руководством воспитателя обеспечивает уход и присмотр за воспитанниками, помогает собираться им на прогулки, в бассейн, на занятия по физкультуре, оказывает помощь при укладывании в постель, обеспечивает регулярную смену белья, мытье посуды, инвентаря, делает уборку помещений;
Обеспечивает выполнение требований охраны труда и пожбезопасности.

Почему у младшего воспитателя так много обязанностей? Но ведь мы работаем с детьми, вашими, детьми. Уход за одним малышом – занятие нелегкое, а представьте, если их 20-30?Надеюсь, вы, как и я, будете больше ценить и уважать наших нянь или младших воспитателей, ведь они выполняют почти все то, что вы делаете для своих детей, и при этом не ждут благодарности…

На этом буду прощаться, но только до завтра! Просьба поделиться ссылками с друзьями, а также подписаться на обновления.

Основные правила составления должностной инструкции

Поскольку закон не дает определения понятию «должностная инструкция», оформляться она может в свободном виде, сообразуясь с потребностями и представлениями работодателя о данном документе. Однако, для того, чтобы документ обрел юридическую и законную силу, некоторые стандарты все же должны соблюдаться. В частности, в документе всегда необходимо указывать

  • наименование организации,
  • должность, фамилию, имя, отчество ее представителя,
  • а также сведения о сотруднике.

Документ обязательно должен быть подписан обеими сторонами, а при необходимости внесения в «рабочую» должностную инструкцию каких-либо поправок, нужно напечатать новый исправленный документ, на котором указывается новая дата и который заверяется все в том же порядке.

Обычно должностная инструкция создается в единственном экземпляре, но если есть необходимость, например, в штате трудятся несколько работников одной и той же специальности, но с разными функциями, в него вносятся коррективы и под каждого сотрудника распечатывается индивидуальный документ.

Воспитатель общая информация

Воспитатель – это тот человек, который знакомит ребенка с миром. Работа сложная, а потому к такой трудовой деятельности предъявляются исключительно высокие требования. Хороший детский воспитатель должен обладать такими качествами, как:

  • мудрость, которая позволит отвечать на самые неожиданные детские вопросы;
  • отзывчивость, без которой невозможно заслужить уважение;
  • терпеливость, особенно необходимая в данной профессии;
  • внимательность, умение контролировать большое количество воспитанников;
  • трудолюбие;
  • усидчивость;
  • позитивное отношение к детям, умение передать воспитанникам хорошее настроение;
  • нравственность, умение выслушать ребенка, понять его, помочь и расположить к себе.

Профессия воспитателя очень схожа с работой учителя. Однако воспитателю нередко приходится решать более сложные задачи. С профессиональной точки зрения работа воспитателем предполагает следующие функции:

  • проведение развивающих игр, которые помогут детям подготовиться к школьной жизни;
  • знание и понимания особенностей поведения детей дошкольного возраста;
  • владение педагогическими навыками;
  • умение оценивать деятельность каждого ребенка;
  • коммуникабельность.

Последний пункт касается не только детей, но и их родителей. Профессия воспитателя обязывает найти подход не только к детям, но и к каждому родителю, что крайне непросто. К огромному сожалению, многие мамы и папы воспринимают работу воспитателей как должное, не задумываясь над тем, насколько она сложна. Но, с другой стороны, деятельность воспитателя нельзя назвать неблагодарной, ведь итог стоит приложенных усилий: дети учатся, развиваются, готовятся вступить в школьную жизнь, получают необходимые умения и навыки. Воспитатель детского сада учит малышей правильно оценивать события и взаимодействовать друг с другом, формирует в детях такие качества, как уважение к старшим, доброту, честность, уступчивость и искренность.

Профессия воспитателя предназначена для тех, кто находит радость в общении с детьми, в их добрых улыбках. Такие люди искренне желают помочь малышам познать мир и подготовить их к более самостоятельной жизни. В конце концов, воспитатель – это даже не профессия. Это призвание.

Общие сведения о структуре типового дошкольного учреждения

Чтобы понять место младшего воспитателя в саду, уместно, думаю, описать примерную иерархическую лестницу ДОУ. Стоит сказать, что вообще организационная структура любого дошкольного заведения представлена в виде общественного и административного управления. Общественное управление осуществляется через родительский комитет, трудовой коллектив и педсовет.

Административное управление осуществляется на нескольких линиях, так сказать:

  • Заведующий, который единолично несет ответственность за деятельность детского сада в целом;
  • Заместитель заведующего по методической работе или старший воспитатель; заместитель по административно-хозяйственной части; врач или старшая медсестра; бухгалтер;
  • Воспитатели, музыкальный руководитель, психолог, логопед, инструктор по физкультуре, педагоги дополнительного образования, старший повар;
  • Младший обслуживающий персонал: помощник воспитателя, младший воспитатель, ночной младший воспитатель, медсестра, повара и т.д.

Как вы поняли, что касается дневного и ночного младшего воспитателя, то круг их обязанностей обусловлен местом в иерархии. Но не нужно воспринимать эту категорию персонала в садике как чисто технический персонал, который только следит за чистотой в группе и грубо говоря, вытирает детям попу.

В том и различие между функционалом помощника воспитателя, а проще сказать – няни, и младшим воспитателем: последний должен помогать воспитателю в проведении занятия, а няня этого делать не должна. Исходя из этого, младший дошкольный педагог должен иметь минимальную педагогическую подготовку.

Так что, тем, кто хочет работать правой рукой педагога-дошкольника, советую начать штудировать методическую литературу, например, рекомендую материалы из серии «Педагогическая видеомастерская», а именно, компакт-диск «ФГОС ДО: воспитание детей раннего возраста».

Здесь очень доступно представлены требования по ФГОС, что касается организации развития ребенка в условиях ДОУ и семьи, взаимодействия родителей и педагогов, использования разных видов деятельности для всестороннего развития малышей в младшей группе.

Для общего развития могу посоветовать еще одну книгу «Как правильно воспитывать и развивать малыша. Книга для воспитателей и родителей».

Обычно на должность младшего воспитателя ясельной группы приходят мамочки сразу после декрета, чтобы быть поближе к своему ребенку, так им в любом случае полезно будет почитать подобную литературу.

Аттестация воспитателей

Аттестация считается одним из самых эффективных способов повысить качественность воспитательной работы. Ее основная суть состоит с том, что воспитатель педагог, получив соответствующее образование и приступив к работе по специальности, должен продолжать совершенствоваться, улучшать свое профессиональное мастерство. Уровень такого мастерства определяется квалификацией, а степень таковой обозначается категорией, присваиваемой воспитателю. Соответственно, по мере повышения категории повышается и вознаграждение, то есть зарплата воспитателей.

Аттестация воспитателей – процедура достаточно стрессовая для аттестуемых, однако она необходима для повышения категории специалиста. Аттестацию в обязательном порядке проходят все работники дошкольных общеобразовательных организаций. При этом аттестация может быть двух типов:

  1. обязательная, когда воспитатель должен подтвердить свое соответствие должности, которую он занимает;
  2. добровольная, при которой воспитатель при желании хочет получить более высокую квалификационную категорию.

Аттестацию могут не проходить:

  • новые воспитатели, то есть те, которые проработали на своей должности меньше двух лет;
  • женщины во время беременности и пребывающие в декретном отпуске (в последнем случае воспитатель детского сада проходит аттестацию не раньше, чем через два года после выхода на работу);
  • воспитатели, у которых имеется действующая квалификационная категория, то есть срок действия категории еще не истек.

Процедура аттестации проводится согласно установленному порядку.

Порядок проведения аттестации

Обязательная аттестационная процедура – это неотъемлемая часть деятельности воспитателя. Она проводится вне зависимости от желания специалиста, и заявление на ее прохождение подается непосредственно руководством учреждения. Педагог воспитатель должен проходить аттестацию раз в пять лет.

Цель добровольной аттестации – самообразование воспитателя, подтверждение профподготовки и получение более высокую категорию. Такая форма аттестации для воспитателя является возможностью повысить самооценку, вырасти как профессионал, поставить перед собой задачи на перспективу.

Согласно Приказу Минобразования России, аттестация воспитателей проводится таким образом. Вначале подается заявление, в котором указывается соответствующая информация, в частности:

  • уже имеющаяся категория (если она есть);
  • на какую категорию претендует аттестуемый работник;
  • стаж и прочие сведения.

В процессе прохождения аттестации, которую проводит специально созываемая для этой цели комиссия (список ее членов утверждается образовательной организацией), воспитатель должен продемонстрировать свои профессиональные знания и умения. Комиссия проверяет аттестуемых на профпригодность, оценивая все составляющие его деятельности (включая программу воспитателя) согласно ряду критериев.

Аттестация предполагает сдачу экзамена (письменно, устно или посредством прохождения тестирования на компьютере). По результатам такого тестирования (экзамена) устанавливается и оценивается степень владения воспитателем современными методиками дошкольной образовательной и воспитательной работы, его компетентность и профессионализм.

Решение, которое принимает комиссия, оформляется как протокол, который заносится в специальный аттестационный лист работника. Когда документ утверждается вышестоящей образовательной организацией России, он передается руководству учреждения, где работает педагог воспитатель.

Должностная инструкция воспитателя детского сада образец написания

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Основной задачей воспитателя детского сада является воспитание, обучение детей, ох-рана жизни и здоровья.
1.2. Воспитатель детского сада назначается и освобождается от должности приказом заве-дующей детского сада в установленном порядке.
1.3. Воспитатель детского сада в своей работе руководствуется постановлениями и решения-ми вышестоящих органов по вопросам коррекционного и дошкольного воспитания и «Образовательной программой ГОУ № 2440».
1.4. Воспитатель подчиняется непосредственно заведующей детского сада и старшему воспитателю.

2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Воспитателями назначаются лица, имеющие высшее, среднее специальное или общее среднее педагогическое образование, прошедшие инструктаж.

3. ОБЯЗАННОСТИ
3.1. Обеспечивает правильное воспитание и обучение детей, заботливо относится к их интересам и нуждам, неукоснительно соблюдает инструкцию по охране жизни и здоровья детей.
3.2. Планирует и организует жизнедеятельность детей, их воспитание, готовит их к обучению в школе.
3.3. Планирует с детьми коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально) на основе изучения индивидуальных способностей и рекомендаций педагога-психолога, учителя-логопеда, врача.
3.4. Совместно с медработниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию.
3.5. Проводит работу по профилактике отклоняющего поведения, вредных привычек. Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности детей, их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия.
3.6. Участвует в создании единого речевого пространства в детском саду (снятии дефекта у ребёнка.)
3.7. Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.
3.8. Плотно взаимодействует с учителем-логопедом (для логопедической группы), выполняют совместные задания.
3.7. Взаимодействует с родителями детей или лицами их заменяющими.
3.8. Работает в соответствии с «Образовательной программой ГОУ № 2440» в контакте с другим воспитателем группы, учителем-логопедом и специалистами детского сада.
3.9. Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации.
3.10. Выполняет требования медицинского персонала и администрации, следит за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе, осуществляет гигиенический уход за деть-ми. Регулярно информирует медперсонал об изменениях в состоянии здоровья детей.
3.11. Обеспечивает выполнение режима дня с учетом возраста детей.
3.12. Составляет планы и отчеты о своей работе с детьми, тщательно готовится к занятиям, отчитывается перед заведующей детского сада, старшим воспитателем и коллективом о своей работе.
3.13. Ведет работу с семьей: беседы, консультации, родительские собрания, открытые занятия, «круглый стол», оформление стендов, выставок и т.д.
3.14. Систематически повышает свою квалификацию, занимается самообразованием.
3.15. Содержит в чистоте и порядке рабочее место.
3.16. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, личной гигиены, инструкцию по охране жизни и здоровья детей, правила ТБ и ПБ, своевременно проходит медосмотр, лабораторные обследования.
3.17. Соблюдает культуру обслуживания: вежливый и корректный тон с детьми и родителя-ми, стабильный порядок в группе, эстетика помещения и участка.

4. ПРАВА
4.1. Требовать устранения недоработок и неисправностей в помещении и на участке, угрожающих жизни и здоровью детей и сотрудников.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. Несет персональную ответственность за охрану жизни и здоровья детей и не имеет право оставлять детей без присмотра до прихода сменяющего сотрудника.
5.2. Отвечает за сохранность учебного оборудования, пособий, игрушек и имущества своей группы.
5.3. Несет ответственность за невыполнение обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией. 

С должностной инструкцией ознакомлена __________________
(подпись)
«_____» _______________200 ___г.

Права воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Должностная инструкция воспитателя детского сада вместе с обязанностями предоставляет и список прав. Сотрудник имеет право запросить помощь вышестоящего специалиста в случае, если самостоятельно решить проблему не может.

Если у работника есть свои идеи по улучшению образовательной программы — он в праве их внести на рассмотрение. Также педагог может свободно делиться своим педагогическим опытом с другими сотрудниками, применять его на собраниях, педагогических советах.

Хоть образовательная программа чаще всего является фиксированной, педагог имеет свободное право выбирать учебные материалы (должны соответствовать общеобразовательной программе), использовать свои методики обучения малышей, делиться своими материалами с другим сотрудниками учреждения.

Если сотрудника не удовлетворяют условия работы, он может обратиться к администрации учреждения с требованием улучшить их.

Заполняем должностную инструкцию воспитателя

  1. В начале документа пишется его наименование, а также ниже, с правой или с левой стороны (это не имеет значения) отводится место для утверждения руководителем. Сюда вписывается полное наименование организации (в соответствии с регистрационными документами), должность начальника, его фамилия, имя и отчество. Две строки необходимо оставить пустыми – сюда позже будет поставлена подпись и дата утверждения.
  2. Открывает основную часть документа раздел под названием «Общие положения». Здесь прописывается, к какой группе работников относится воспитатель (рабочие, служащие, специалисты), требования к уровню образования, опыту работы, а также (при необходимости) наличию медицинского допуска. Далее указывается непосредственный руководитель воспитателя, сотрудник, который обязан его замещать в случае отсутствия на рабочем месте (без ссылки на конкретные имена и фамилии), а также порядок его назначения и увольнения с должности.
  3. После этого в раздел вписывается условие о знании воспитателем специальной литературы (пособий, методичек), различных правил, законов, нормативных актов, способов и методов работы, а также документов, которыми должен руководствоваться воспитатель при исполнении своих служебных обязанностей.
  4. В «Обязанностях» фиксируются все те функции, которые входят в компетенцию воспитателя. Данный раздел самый объемный, поскольку задачи, проблемы, вопросы, которые он должен решать в рамках своей работы, необходимо прописывать особенно тщательно и подробно. Именно эта часть документа в случае споров и разногласий между работодателем и подчиненным обретает особый вес.
  5. Раздел «Права» определяет инициативы, которые вправе высказывать воспитатель для улучшения качества своей работы. Здесь указываются все его полномочия, в том числе разрешения на право требовать, сообщать, договариваться, получать информацию, представлять интересы и производить прочие действия, которые приведут в конечном итоге к повышению его производительности труда.
  6. В разделе «Ответственность» необходимо прописать нарушения, ошибки, проступки, за которые воспитатель понесет наказание, в виде дисциплинарного взыскания (от простого замечания до расторжения трудового договора). Отдельным пунктом здесь можно отметить то, что эта часть должностной инструкции укладывается в рамки закона РФ.
  7. Напоследок должностная инструкция должна быть заверена лицом, которое обязано следить за выполнением воспитателем своих трудовых обязанностей, а также самим воспитателем. Только после этого документ передается на утверждение руководителю организации.
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector