Комиссия по трудовым спорам официальный сайт, судебная практика

Состав

В состав комиссии должно входить не менее 5 человек: это председатель и ее участники. Председатель комиссии выступает руководителем деятельности комиссии, проводит встречи и заседания, а также оформляет акты приема передачи.

Согласно ст. 39 ФЗ-44, в составе комиссии должны числиться лица, которые обладают определенными знаниями в области поставляемых товаров и услуг или имеющие должный уровень подготовки в этой сфере.

К членам приемочной комиссии могут быть предъявлены определенные требования с точки зрения их образования, стажа работы по специальности, опыта проведения экспертиз, знания законодательства и пр. Перечень таких требований в ФЗ-44 не прописан.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Желательно, чтобы численность специалистов, обладающих необходимой профессиональной компетенцией, была не менее 50% от совокупного количества участников комиссии.

Место работы участника комиссии может быть любым, но главное, чтобы это не была заинтересованная в результатах приемки работ организация.

В частности, не допускается привлекать к работе в комиссии лиц, которые организуют и проводят государственные закупки, могут повлиять на результаты приемки, наделены полномочиями по контролю в сфере госзаказов и соответствуют иным критериями по нормам ч. 6 ст. 39 ФЗ-44.

Экспертиза приемки товара по 44-ФЗ

До принятия ФЗ-44 экспертизу необходимо было проводить по всем контрактам, сейчас это правило убрали. Сейчас приемочная комиссия обязана привлекать экспертов при закупке у единственного поставщика, кроме ряда исключений, предусмотренных законодательством. Исключениями являются, например, случаи закупки услуг экспертных организаций или разработки проектной документации объекта капитального строительства.

Она может проводить экспертизу самостоятельно или с привлечением экспертов. Этот вопрос остается на усмотрение приемочной комиссии. При привлечении внешних экспертов нужно подписать договор с экспертной организацией. Он должен содержать указание на функции и полномочия эксперта, условия о правах эксперта, ответственность эксперта за результаты работы и ее размер, сроки проведения экспертизы, утвержденные формы используемых документов (например, рекламации, акта приема-передачи и пр.).

Цель проведения экспертизы – проверка соответствия поставленных товаров или оказанных услуг требованиям контракта с точки зрения объема и качества, соответствия требованиям технического регламента, ГОСТов и ТУ.

Проверка может быть сплошная (когда проводится экспертиза всей продукции), так и выборочная (когда анализируется только определенная часть товаров, а полученные выводы распространяются на все товары и работы).

Для проведения экспертизы у поставщика запрашиваются все необходимые документы, включая накладные, счета, сертификаты, акты и пр. Некоторые товары и услуги можно оценить только в ходе их потребления (это бензин, продукты питания, проведенный ремонт оборудования и пр.). В этом случае при экспертизе оценивается мнение и оценка конечных потребителей.

Если в ходе проведения экспертизы были выявлены разногласия, то составляется протокол разногласий и подрядчику дается разумный срок на устранение недостатков.

Метод проведения экспертизы заказчик определяет самостоятельно. Привлечение сторонних экспертов допускается только через заключение контракта по ФЗ-44. Результаты экспертного заключения оформляются в письменном виде, они должны быть учтены комиссией при приемке результатов работ.

При самостоятельном проведении экспертизы приемочной комиссией создается отдельная экспертная комиссия из 5 и более человек. В документе, который оформляется по результатам работы экспертной комиссии, указывается перечень поставляемой продукции и претензии к ее характеристикам.

Стоит отметить, что не все лица допускаются к проведению экспертизы. Так, по ст. 41 ФЗ-44 не могут быть допущены до нее работники заказчика или поставщика (даже бывшие), близкие родственники, управляющие по контракту.

Данные внутренней экспертизы допускается оформить как в виде отдельного документа, так и включить полученные результаты в акт приема-передачи выполненных работ.

Положение о КТС

Прежде чем созывать совещательный орган, работодатель должен позаботиться о том, чтобы обеспечить законность собрания. На каждом предприятии разрабатывается и подписывается Положение, в котором фиксируются основные моменты по работе комиссии. Типовая форма документа содержит такие разделы:

  1. Четкое перечисление полномочий КТС, обозначение предмета ее работы.
  2. Порядок созыва совещательного органа.
  3. Процедура работы органа – как, кто, в каком количестве будет заседать, как принимаются решения, какие подписываются отчетные документы и т.п.
  4. Конкретное описание прав и обязанностей членов, работающих в органе.
  5. Процедура обращения сотрудника в КТС: сроки, основания, порядок.
  6. Процедура принятия и оформления решений.
  7. Особенности исполнения принятых решений.

По сути все эти стороны работы регулируются ТК, поэтому компания вправе взять за основу именно действующий кодекс. Также образец документа можно скачать в открытых источниках – он выглядит так.

Споры, которые невозможно рассмотреть в КТС

Все остальные противоречия допускается решать только в судебном порядке. Это могут быть самые разные ситуации, наиболее распространены следующие:

  1. Любое изменение должности, в том числе и перевод на новое место работы в пределах разных филиалов/структурных подразделений.
  2. Отказ в приеме на работу нового лица.
  3. Восстановление на старом рабочем месте после увольнения (по любым основаниям).
  4. Компенсационные выплаты, связанные с ситуацией вынужденного прогула.
  5. Споры о выплате компенсации, связанные с тем, что сотрудник вынуждено перевелся на позицию, труд на которой оплачивается по меньшей ставке.
  6. Нарушения со стороны работодателя, которые связаны с обработкой личных данных сотрудников (в том числе данных документов).
  7. Претензии сотрудников, которые полагают, что они получили моральный ущерб в связи с дискриминацией по любому основанию (национальному, гендерному и т.п.).
  8. Также комиссия не может рассматривать и трудовые споры по ущербу, который причинил работник своей компании (например, порча имущества, хищение третьих лиц по причине недосмотра и т.п.).

Таким образом, даже если комиссия начнет совещание в связи с подобными проблемами и примет решение, оно не может считаться законным: возможно только обращение в суд.

Другой комментарий к Ст. 402 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Трудовой кодекс закрепляет подробную технологию рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией.

Примирительная комиссия является обязательным первым этапом рассмотрения любого коллективного трудового спора. Это означает, что ее создание необходимо не только при рассмотрении споров, возникающих в рамках отдельно взятой организации (работодателя), но и на любом другом уровне (вне организации) — на уровне отрасли, территории, региона и т.д.

2. Законодатель предусматривает достаточно жесткие сроки, в пределах которых должна быть создана примирительная комиссия, — до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

3. Поскольку примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе, то для того, чтобы она была создана на уровне организации (работодателя), необходимо наличие совместного решения о создании комиссии, которое оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.

На уровнях выше локального решения о создании примирительных комиссий оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

4. Участие в создании примирительной комиссии и работа в ней являются обязанностью сторон коллективного трудового спора, которые не могут уклоняться от выполнения этой обязанности.

5. Примирительная комиссия рассматривает спор в срок до 5 рабочих дней с момента издания актов о ее создании. При взаимном согласии сторон этот срок может быть продлен, что оформляется протоколом.

6. Примирительная комиссия самостоятельно определяет порядок своей работы. Результаты работы могут выразиться в двух вариантах.

Если стороны пришли к соглашению, то принятое решение оформляется протоколом. В нем стороны самостоятельно определяют порядок и сроки исполнения решения, которое имеет для них обязательную силу.

Возможен другой вариант: стороны не достигают согласия. В этом случае стороны обязаны продолжить примирительные процедуры, определяя в рамках дальнейших переговоров возможность приглашения для рассмотрения спора посредника или принятия решения о создании трудового арбитража.

7. Существенную помощь сторонам спора на этой стадии могут оказать Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденные Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 57. Они могут применяться в той части, в которой не противоречат действующей редакции ТК РФ.

Особенности заседания КТС

Процедура рассмотрения трудового спора регламентируется 387 статьей ТК РФ. Для признания заседания комиссии законным необходимо:

  • Ведение протокола заседания;
  • Присутствие заявленных членов со стороны сотрудника и работодателя;
  • Представителю или заместителю работодателя подписать протокол заседания.

  • Обязанности секретаря и представителя выполняют представители каждой из сторон;
  • Если выяснится, что дело находится вне компетенции КТС, то комиссия вправе отказать в рассмотрении дела только после окончания заседания;
  • КТС не вправе поменять решение, вступившее в законную силу;
  • Когда заседание открыто, то каждый сотрудник вправе высказаться;
  • Спор разрешается в течение 10 дней;
  • Окончательное решение комиссии исполняется в течение трех дней после десятидневного срока для обжалования.

Комиссия принимает конечное решение путем тайного голосования членов КТС. Копии решения комиссии предоставляются работникам и работодателю в течение 3 дней после принятия решения.

В таблице представлены основные принципы рассмотрения трудовых споров

Принцип Описание
Демократизм при рассмотрении трудовых споров Участие работников в разрешении трудовых споров через своих предстателей (профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, а также иные представители, избираемые работниками) (ст. 29 ТК РФ)
Равенство сторон перед законом Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституции РФ (ст. 2 ТК РФ)
Гарантированность государственной защиты участников трудовых отношений Право всех граждан на судебную защиту предусмотрено ст. 37 Конституции РФ, что юридически гарантировано ст.46 Конституцией РФ
Бесплатность, доступность обращения работников в юрисдикционный орган по трудовым спорам Работники освобождаются от уплаты пошлины и судебных расходов по требованиям, вытекающим из трудовых отношений (ст. 393 ТК РФ) и гл. 25 Налогового кодекса РФ
Гласность объективность и полнота исследования, законность. Рассмотрение трудовых споров уполномоченными органами проводится открыто, публично, где любая сторона вправе заявить в начале заседания мотивированный отвод любому из его членов. Споры обязаны решаться в соответствии с законом, исследование материалов по делу должно проводиться объективно и полно, возможно привлечение экспертов и свидетелей, а также запрос дополнительных доказательств
Быстрота разрешения трудовых споров Законодательство устанавливает более краткие процессуальные и исковые сроки для разрешения трудовых споров.Процессуальные сроки – это установленный законом отрезки времени для процессуальных действий по начатому процессу: срок рассмотрения в суде, срок выдачи копий, решений и обжалований.Исковой или давностный срок — это установленный законом отрезок времени для обращения юрисдикционный орган для защиты нарушенного трудового права
Обеспечение реального восстановления нарушенных прав Исполнение решений юрисдикционного органа, рассмотревшего трудовой спор, обеспечивается в принудительном порядке с привлечением к юридической ответственности работодателя (административной, уголовной и гражданско-правовой)

Что такое комиссия по трудовым спорам

Создание комиссии по трудовым спорам регулируется статьей 384 ТК РФ. Согласно положениям данной статьи, подобная комиссия создается на предприятии или в организации как по инициативе работников (работника), так и по инициативе руководства учреждения.

Кроме того, инициировать создание КТС могут бывшие служащие, а также органы профсоюзов.

Комиссия должна состоять из лиц, представляющих интересы руководителя и интересы служащих. Причем количество представителей обеих сторон должно быть одинаково.

Создается комиссия по трудовым спорам на основании письменного предложения одной из сторон о создании подобной комиссии. В течение 10 дней с момента получения предложения, уведомленная сторона обязана выдвинуть своих представителей для возможности разрешения возникшего спора по существу.

Состав комиссии

Как было сказано выше, количество представителей обеих сторон должно быть одинаковым. Члены комиссии, представляющие интересы руководства, назначаются работодателем, а члены комиссии по трудовым спорам, призванные отстаивать права работников, выбираются посредством проведения общего собрания служащих в организации.

Кроме этого, путем проведения общего собрания подобные комиссии могут быть созданы во всех структурных подразделениях отдельной организации.

Компетенция комиссии по трудовым спорам, созданного в отдельном подразделении, ограничена разрешением трудовых споров исключительно в рамках обозначенного подразделения.

Комиссия по трудовым спорам в своем составе имеет председателя, зампредседателя, а также секретаря, которые избираются из общего числа членов комиссии.

Вся организационная деятельность комиссии по трудовым спорам, включая техническое оснащение, обеспечивается руководством предприятия.

Инспекция охраны труда

Если по какому-либо пункту права и безопасность сотрудников нарушаются, то восстанавливать справедливость будет государственная инспекция охраны труда. Эта организация следит за соблюдением прав работающих граждан. В случае выявления нарушений, инспекция имеет право применять соответствующие карательные меры на недобросовестного руководителя.

По ст. 359 ТК, инспекция подчиняется только законодательным актам РФ. Руководители предприятий, физические и юридические лица не имеют права влиять на деятельность организации.

Выявить нарушения инспекция по охране труда может в двух случаях:

  1. При проведении плановой проверки. Она проводится при регистрации нового ИП, по прошествии 3-х лет со времени предыдущей проверки.
  2. При неплановой проверке. Такой вид контроля проводится в случае жалоб сотрудников конкретной организации на несоблюдение их прав и охраны труда.

По окончании проверки обязательно составляется акт. В случае, если при проверке инспекцией нарушения обнаруживаются, организации предоставляется определенное время для устранения нарушений.

Образец акта проверки по охране труда:

Если при повторной проверке положительной динамики не обнаруживается, то применяются различные санкции:

  • приостановление всех видов деятельности предприятия-нарушителя;
  • привлечение к административной ответственности начальника предприятия (штрафы, накладываемые на руководителя, могут достигать нескольких десятков тысяч рублей. Все зависит от типа нарушения. Например, отсутствие у работников на производстве средств индивидуальной защиты карается штрафов на предприятие от 130 до 150 тысяч рублей, а на руководителя – от 20 до 30 тысяч рублей);
  • отстранение от работы сотрудников, не проходивших плановый инструктаж;
  • санкционирование проведения расследования по несчастным случаям на предприятии.

Полезно знать, что проверяет такая инспекция. Обычно это документы, касающиеся проведения инструктажей по технике безопасности, медицинские книжки, акты аттестации рабочих мест, документация по расследованиям несчастных случаев.

Примеры нарушений, которые могут повлечь наказание:

  • С сотрудниками не проводится инструктаж по технике безопасности;
  • Не ведется журнал учета инструктажей;
  • Нарушаются правила техники безопасности при работе с приборами и станками;
  • Работники осуществляют трудовую деятельность без обязательного медицинского осмотра и т.д.

При нарушении трудового порядка внутри предприятия может последовать увольнение нерадивых сотрудников. Ст. 81 ТК регламентирует подробности увольнения, санкционированные руководителем.

Комиссия по охране труда – это важное представительство в каждой организации. Именно благодаря деятельности членов комиссии, происходит взаимодействие руководства предприятия и всех его сотрудников

Альтернативные варианты решения трудовых споров

Кроме возможности рассмотрения трудовых споров, локально в КТС самой организации, граждане могут обращаться по данным вопросам в другие инстанции.

Суд

Любая из сторон трудовых отношений вправе обратиться с иском в суд.

Сделать это можно и после вынесения вердикта КТС, если принятое решение не устраивает одну из сторон.

Судом может быть отказано в рассмотрении дела по трудовым спорам в следующих случаях:

  • когда заявителем была проигнорирована необходимость попытки досудебного урегулирования путем обращения в КТС;
  • если по делу имеется вступившее в силу решенья;
  • когда нарушена подсудность.

Обратиться с иском в суд могут не только руководители предприятий, служащие, но и бывшие сотрудники, профсоюзные организации.

Кроме этого, с иском в судебный орган вправе обратится прокурор. При этом сторонами спора будут являться работник и сама организация, руководитель которой выступает в качестве представителя интересов компании.

И прокурор, и представители профсоюзных органов являются лишь участниками процесса даже в том случае, когда иск подается непосредственно ими.

Государственная инспекция по труду

Для разрешения спорных моментов, связанных с трудовой деятельностью, граждане также могут обратиться в Государственную инспекцию по труду.

В компетенции которой находится рассмотрение трудовых споров. Жалобу в инспекцию можно отнести лично или отправить заказным письмом.

Жалобу можно подготовить и в электронном варианте непосредственно на региональном сайте инспекции в специально предусмотренной форме.

По принятой жалобе в течение месяца будет принято решение, которое впоследствии будет направлено заявителю и второй стороне конфликта.

Решение инспекции может быть обжаловано в суде.

Прокуратура

При грубых нарушениях трудового законодательства граждане могут обратиться в прокуратуру.

Обращение осуществляется в письменной форме.

На рассмотрение дела уходит месяц, после чего жалоба может быть рассмотрена в прокуратуре либо перенаправлена в Государственную трудовую инспекцию.

Так же как и в остальных случаях, решение органов прокуратуры может быть оспорено в суде, если кто-то из сторон неудовлетворен результатом рассмотрения.

Межведомственная комиссия по противодействию легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

Межведомственная комиссия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – Межведомственная комиссия) – постоянно действующий координационный орган, образованный в целях обеспечения согласованных действий органов государственной власти и организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Председателем Межведомственной комиссии является директор Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчин.

В состав МВК входят представители (на уровне руководителей или заместителей руководителей структурных подразделений) МВД России, МИД России, Минкомсвязи России, Минобороны России, Минпромторга России, Минфина России, Минюста России, СВР России, ФНС России, ФСБ России, ФСИН России, ФСКН России, ФССП России, ФСТЭК России, ФТС России, Роскомнадзора, Росфинмониторинга, а также Счетной палаты Российской Федерации, ФКУ «Российская государственная пробирная палата», Следственного комитета Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации.

Кроме того, в состав МВК входят представители Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, АНО «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга».

В работе МВК принимают участие представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Для обеспечения деятельности Межведомственной комиссии действуют рабочие группы (в марте 2017 г. утверждены планы работы и актуализирован состав):

— «Рабочая группа по правовым вопросам»;

— «Рабочая группа по международному сотрудничеству»;

— «Временная рабочая группа по статистике».

Информация о работе Межведомственной комиссии, а также протоколы заседаний Межведомственной комиссии размещаются на официальном сайте Росфинмониторинга.

Адрес: 

107450, Москва, К-450, ул. Мясницкая, дом 39, строение 1 (вход осуществляется от станции метро «Тургеневская» или «Чистые пруды» со стороны пр-та Академика Сахарова)

Контактный телефон: (495) 627-33-71

Комментарий к Ст. 387 Трудового кодекса РФ

1. Законодательство не устанавливает какой-либо специальной формы заявления, подаваемого в КТС. Главное, чтобы в нем были сформулированы все требования заявителя.

2. Заявление должно быть зарегистрировано в КТС. Обычно для этого в КТС существует специальный журнал. При распределении обязанностей среди членов КТС целесообразно одному из них поручить прием заявлений и их регистрацию. Это может быть, например, секретарь комиссии или сотрудник, которому поручено вести делопроизводство в КТС.

3. Трудовой кодекс устанавливает достаточно жесткие сроки для рассмотрения спора в КТС — 10 календарных дней с момента поступления заявления.

4. По общему правилу спор рассматривается в присутствии работника или его представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается, если работник представит в комиссию соответствующее письменное заявление.

В случае неявки работника или его представителя на заседание комиссии откладывается рассмотрение спора и назначается другая дата. Если же работник или его представитель не являются на заседание комиссии повторно без уважительных причин, последняя вправе снять заявление с рассмотрения.

В пределах установленного законом трехмесячного срока работник может вновь обратиться в комиссию с заявлением о рассмотрении своего вопроса.

5. Трудовой кодекс не содержит детального регулирования процедуры рассмотрения трудовых споров в КТС и определяет ее лишь в общих чертах, поэтому КТС имеет право самостоятельно решать эти вопросы. Целесообразно на локальном уровне разработать регламент работы КТС, включив в него основные положения, закрепленные в ТК РФ, и предусмотрев специфические особенности организации или ее структурного подразделения, в рамках которых действует комиссия.

6. Комиссия вправе приглашать на свое заседание и выслушивать свидетелей и специалистов, а также представителя работодателя.

Она вправе запрашивать все необходимые для рассмотрения спора документы. Для работодателя их представление является юридической обязанностью. Более того, работодатель (его представители) обязан представлять необходимые документы в срок, установленный комиссией.

7. Принцип паритетности, положенный в основу создания и деятельности комиссии, реализуется и при определении кворума. На каждом заседании должно присутствовать не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

8. Ход работы комиссии и ее результаты отражаются в протоколе, который подписывается председателем КТС или его заместителем и заверяется печатью.

9. В подавляющем большинстве индивидуальных трудовых споров вынесение решений связано с исследованием документов, подтверждающих или опровергающих заявленные работником в КТС требования.

В заявлении работника, подаваемом в КТС, должны быть четко выражены его требования, к нему нужно приложить подтверждающие эти требования документы.

10. Членам КТС могут оказывать помощь нормы гражданского процесса. Если заявление не содержит конкретных требований, к нему не приложены соответствующие документы и не дан их перечень, судья оставляет такое заявление без движения и выносит определение, в котором указывает, какие недостатки должен устранить заявитель, поскольку они препятствуют дальнейшему движению заявления. В определении также устанавливается срок для устранения указанных недостатков. Если в указанный срок недостатки устранены, заявление принимается к производству; если этого не сделано, оно возвращается заявителю со всеми поступившими документами.

В подобных случаях КТС может поступать аналогичным образом, обязав работника представить соответствующие документы в определенный комиссией срок. По отношению к работодателю это прямо установлено в данной статье ТК РФ.

11. Если работник не конкретизировал свои требования, а в том виде, в котором они изложены, их рассмотрение невозможно, КТС возвращает заявление работнику со всеми приложенными документами. Однако, если работник не представил доказательства тех обстоятельств, на которые ссылается, КТС не возвращает ему заявление, но при рассмотрении спора по существу может признать недоказанными доводы работника и (или) потребовать дополнительные доказательства.

Не следует возвращать заявление работнику в случае уклонения работодателя от представления в КТС необходимых для разрешения спора расчетов и документов. При таких обстоятельствах должно действовать правило, в соответствии с которым содержащиеся в заявлении сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, стороной, не представляющей по требованию КТС письменные доказательства, признаны.

Какой компетенцией по разрешению трудовых споров обладает комиссия

Полномочия комиссии распространяются не на все трудовые споры. Она занимается рассмотрением  только части вопросов. Например, которые касаются:

  • заработной платы и премий,
  • отпуска,
  • дисциплинарных взысканий и т. п.

Комиссия не принимает решения о компенсации морального вреда

Право обратиться в трудовую комиссию есть только у работника. Работодатель такой возможности не имеет. Но через комиссию работник не может взыскать компенсацию за моральный вред. 

Допустим, сотрудник подал заявление с требованием оплаты сверхурочных часов и морального вреда за задержку оплаты. Комиссия обяжет работодатель оплатить переработку. А вот по поводу возмещения морального вреда придется обратиться в суд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector