Государственное управление охраной труда в рф

Последствия нарушений правил охраны труда

Виновному в нарушении правил охраны труда грозит наказание в следующем виде:

  • предупреждение;
  • выговор;
  • штраф;
  • отстранение от деятельности;
  • запрет на занятие определенной должности на некоторый период;
  • лишение или ограничение свободы.

Виновным лицо может быть признано только по решению суда после проведения тщательной экспертизы и проверки на предприятии, которая проводится тем, кем осуществляется охрана труда в определенном регионе. Обычно проблема решается в досудебном порядке. Например, руководитель или сотрудник государственной службы охраны труда может сделать предупреждение или выговор (в письменной форме).

Уголовное наказание в виде крупного штрафа, лишения или ограничения свободы применяется только в крайних случаях. Например, если возникла чрезвычайная ситуация, нарушение грозит перерасти в техногенную катастрофу, есть покалеченные или погибшие.

Кем осуществляется контроль и управление охраной труда

Контроль за соблюдением правил и требований охраны труда производится федеральной Инспекцией при Правительстве Российской Федерации. Надзор за санитарным состоянием и гигиеной труда ведется Министерством здравоохранения РФ. Контроль противопожарной безопасности на производстве ведет пожарная служба при Министерстве по чрезвычайным ситуациям. Они проводят обязательные плановые и внеплановые проверки для выявления и профилактики нарушений охраны труда.

Техническое, газовое и электрическое оборудование должно соответствовать принятым в стране стандартам и быть исправным. Регулярная проверка и замена пришедших в негодность частей проводится за счет предприятия.

Помимо специалистов государственной охраны труда, проверку и контроль безопасности на соответствие принятому в стране трудовому законодательству (см. ст. 216 ТК РФ с комментариями) могут проводить руководители предприятий и представители Минздрава и Министерства соцразвития. Это не избавляет администрацию организации от обязательных проверок, но дает возможность предотвратить наступление негативных последствий нарушения рабочими техники безопасности или наступления несчастного случая на производстве. А следовательно, избежать непредвиденных расходов.

Зачем державе руководить трудоохранными процессами

Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:

  • обеспечение преимущественного значения сбережения жизни и сохранности здоровья работающих граждан;
  • разработка, принятие и введение в силу нормативных актов и целевых программ, направленных на усовершенствование условий и оптимизацию охраны труда;
  • проверки соблюдения принятых правил, законов и предписаний по охране труда;
  • экспертная оценка производственной среды;
  • принятие процедур оценивания рабочей обстановки;
  • способствование профилактике аварийных ситуаций и несчастных случаев на работе;
  • помощь наемным работникам и членам их семей, чье здоровье пострадало в процессе профессиональной занятости;
  • выяснение обстоятельств и ведение учета фактов нанесения урона здоровью на производстве;
  • финансовая поддержка трудоохранных мероприятий;
  • обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
  • работа со статистикой по несчастным производственным случаям, профзаболеваниям и выплаченным по ним компенсациям;
  • систематизация информации, касающейся оптимизации производственной среды и ее охраны;
  • введение эффективных налоговых практик, призванных обеспечить максимальные усилия нанимателей по созданию и поддержке безопасной трудовой среды;
  • установление стандартов относительно обеспечения работников защитными и профилактическими средствами, медицинским обслуживанием, соответствующими санитарно-бытовыми условиями и др.;
  • усвоение положительного международного опыта в трудоохранной сфере.

Кто осуществляет государственное управление охраной труда

Госуправление охраной труда осуществляется государственными органами, уполномоченными на исполнение специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций по ОТ. Оно включает:

  • принятие, исполнение федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий на рабочих местах;
  • реализацию законодательных норм, гарантирующих безопасность работников при выполнении ими трудовых функций;
  • профилактику и устранение нарушений требований ОТ.

В 216 статье ТК РФ приведены уровни, а также полномочия органов власти, соответствующие принципам Конституции РФ. Возглавляет госуправление охраной труда Правительство через свой уполномоченный орган – Минтруд. Управление реализуется через разработку политики в области ОТ и исполнение инспектирующих функций Рострудом.

Региональные органы власти в рамках госуправления ОТ проводят экспертизу СОУТ, организуют обучение, ставят задачи перед муниципальными органами по реализации мероприятий.

Скачать ст. 216 ТК РФ

Цели и задачи

К целям относятся:

  • поддержание высокой работоспособности населения;
  • повышение производительности труда;
  • рациональное использование оборудования и машин;
  • , снижение количества аварий и инцидентов на производственных объектах.

Задачи госуправления в области ОТ:

  • недопущение дублирования надзорных мероприятий;
  • защита предпринимательства от излишних проверок, произвола проверяющих органов;
  • выработка стратегии по снижению вредных воздействий на работников.

На уровне субъекта РФ в цели входят:

  • постановка задач для муниципального уровня власти;
  • проведение экспертизы СОУТ.

На муниципальном уровне:

  • непосредственная реализация госполитики в области ОТ;
  • содействие проведению работодателями мероприятий по обеспечению производственной безопасности, пропаганде безаварийной работы;
  • организация обучения по ОТ, как того требует пункт 2.3.2 Порядка № 1/29.

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Раздел 7 . Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда.

Статья 38. Органы
государственного надзора за охраной
труда.

Государственный
надзор за соблюдением законов и других
нормативно-правовых актов об охране
труда осуществляют:

  • специально
    уполномоченный центральный орган
    исполнительной власти из надзора по
    охране труда;

  • специально
    уполномоченный государственный орган
    по вопросам радиационной безопасности;

  • специально
    уполномоченный государственный орган
    по вопросам пожарной безопасности;

  • специально
    уполномоченный государственный орган
    по вопросам гигиены труда.

Должностные лица
специально уполномоченного центрального
органа исполнительной власти из надзора
по охране труда являются государственными
служащими, и на них не распространяется
действие Закона Украины « О государственной
службе». Они несут ответственность
согласно Закону о выполнении возложенных
на них обязанностей. Они имеют право
носить форменную одежду, образцы которой
утверждаются Кабинетом министров
Украины.

Статья 41.
Общественный контроль за соблюдением
законодательства по охране труда.

Гражданский
контроль соблюдения законодательства
по охране труда осуществляют
профессиональные союзы, их объединения
в лице выборных органов и представителей.
Они осуществляют контроль соблюдения
законодательства по охране труда,
создание безопасных и безвредных
условий работы, надлежащих производственных
и санитарно-бытовых условий, обеспечение
работников спецодеждой, спецобувъю,
другими средствами индивидуальной и
коллективной защиты. В случае угрозы
жизни или здоровью работников
профессиональные союзы могут требовать
от работодателя немедленного прекращения
выполнения работ на рабочих местах,
производственных участках, в цехах и
других структурных подразделах или на
предприятиях или производствах
физических лиц, которые согласно
законодательству используют наемную
работу, в целом на период, необходимый
для устранения угрозы жизни или здоровью
работников.

Профессиональные
союзы также имеют право на проведение
независимой экспертизы условий труда,
а также объектов производственного
назначения, которые проектируются или
эксплуатируются в соответствии их
нормативно-правовым актам по охране
труда, принимать участие в расследовании
причин несчастных случаев и профессиональных
заболеваний на производстве и
предоставлять свои выводы о них, выносить
работодателям представления по вопросам
охраны труда и получать от них
аргументированный ответ.

В случае отсутствия
профессионального союза на предприятии
общественный контроль соблюдения
законодательства по охране труда
осуществляет уполномоченное нанимаемыми
работниками лицо.

Статья 42.
Уполномоченные нанимаемыми работниками
лица по вопросам охраны труда.

Уполномоченные
нанимаемыми работниками лица по вопросам
охраны труда имеют право беспрепятственно
проверять на предприятиях выполнение
требований относительно охраны труда
и вносить обязанности для рассмотрения
работодателем предложения об устранении
выявленных нарушений нормативно-правовых
актов по безопасности и гигиене труда.
Для выполнения этих обязанностей
работодатель за свой счет организует
обучение, обеспечивает необходимыми
средствами и освобождает уполномоченных
нанимаемыми работниками лиц по вопросам
охраны труда от работы на предусмотренный
коллективным договором срок с сохранением
за ними среднего заработка.

Не могут быть
ущемлены любые законные интересы
работников в связи с выполнением ими
обязанностей уполномоченных нанимаемыми
работниками лиц по вопросам охраны
труда. Их освобождение или привлечение
к дисциплинарной или материальной
ответственности осуществляется лишь
по согласию нанимаемых работников в
порядке, определенном коллективным
договором.

Уполномоченные
наемными работникам лица по вопросам
охраны труда действуют согласно
типичному положению, которое утверждается
центральным органом исполнительной
власти по вопросам работы и социальной
политики.

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
  2. Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
  3. Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  4. Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.

Контролирующие государственные органы по охране труда

Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:

  1. Прокуратура РФ – высший надзорный орган нашей страны, обеспечивающий исполнение законов о трудовой деятельности. Главное лицо этой организации – Генеральный прокурор РФ, на местах ему подконтрольны региональные прокуроры. Прокуратура следит за неукоснительным исполнением трудового законодательства подчиненными ветками исполнительной власти и их должностными лицами, а также за соответствием правовых актов, издаваемых ими, нормами государственного права.
  2. Роструд – специально уполномоченный орган контроля над исполнением законодательства о труде и других нормативных документов, касающихся охраны труда. Это федеральный орган, подведомственный Минтруда и соцзащиты РФ. Его руководителя, который одновременно выполняет функции главного инспектора по охране труда в стране, назначать и увольнять может только представитель Правительства по рекомендации Министерства труда.
  3. Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда) – органы, через которые федеральная служба по охране туда осуществляет администрирование и контроль.
  4. Муниципальные структуры по охране труда – органы, посредством которых Роструд взаимодействует с частными работодателями. К ним могут относиться:

    • органы местного самоуправления;
    • профессиональные союзы работников и их объединения;
    • интеграции работодателей;
    • другие организации, уполномоченные на эту деятельность по ст. 365 ТК РФ.

Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:

  1. Правительство РФ вкупе с федеральными исполнительными органами власти обеспечивают функционирование государственной политики в области охраны труда.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют принятые решения на региональном и муниципальном уровне, а также берут на себя полномочия по охране труда, предоставленные им федеральными органами.

Структура органов государственного управления охраной труда

К федеральным органам исполнительной власти (ФОИВ) относятся Роструд, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, другие надзорные ведомства.

Роструд проводит правоприменительные мероприятия в области трудового права и ОТ. К этим мероприятиям относятся надзорные, а также оказание услуг в сфере занятости, миграции и т.п.

Роспотребнадзор через реализует требования к эргономике рабочих мест, к организации производственного санитарного контроля, рабочих зон, устанавливает предельно-допустимые уровни воздействия вредных или опасных производственных факторов на работающее население.

Ростехнадзор в пределах своих полномочий контролирует выполнение каждым работодателем требований по:

  • при эксплуатации опасных производственных объектов;
  • осуществлению производственного контроля;
  • безопасной организации работ.

Полномочия этих органов не должны пересекаться с полномочиями Рострудинспекций на местах. Нельзя дублировать надзорные функции.

Как заставить работников соблюдать охрану труда

Работодатель отвечает за безопасность своих сотрудников. Но как быть, если они сами не используют средства защиты и пренебрегают правила охраны труда?
Узнайте, как заинтересовать сотрудников в выполнении требований безопасности

Кто осуществляет управление охраной труда на территориях субъектов РФ

К региональным органам государственной власти относятся правительства и администрации краев, областей, других субъектов РФ. При каждом региональном органе функционирует Департамент по труду и занятости населения. Как правило, данная структурная единица подчинена одному из заместителей губернатора.

В департамент входят секторы по ОТ, а также сектор по экспертизе спецоценки УТ. Департамент не имеет права проводить контрольно-надзорные мероприятия в отношении работодателей. Однако по решению трехсторонней комиссии такая проверка может быть инициирована со стороны прокуратуры или ГИТ.

К функциям секторов относится методическая помощь работодателям на вверенных территориях – выпуск сборников нормативных актов, организация межотраслевых конференций, выставок, взаимодействие с территориальными профсоюзами и ГИТ.

Откройте для себя новые возможности!

Пройдите обучение в Высшей школе охраны труда и курс повышения квалификации и получите официальный диплом или удостоверение.
Узнать подробнее

Органы местного самоуправления

Отдельные полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления на определенных условиях. В каждой администрации города или района создается сектор ОТ, подчиняющийся Департаменту труда и занятости субъекта РФ.

Эти подразделения выполняют работу по обучению руководителей и специалистов по ОТ, организуют работу комиссий, освещают в средствах массовой информации данные о предстоящих проверках знаний предпринимателей на своей территории, проводят семинары, отвечают на возникающие вопросы, оказывают методическую помощь работодателям, выпуская сборники нормативных правовых документов, организуют проведение выставок, конкурсов, тем самым пропагандируя здоровые условия труда.

Работодателям стоит шире использовать возможности органов местного самоуправления. Участие, тем более, призовые места в конкурсах по ОТ повышают рейтинг работодателя для заказчиков и подрядчиков, а также инвестиционную привлекательность. Участие в выставках позволяет вовремя отследить изменения в производстве и .

Нормативная литература на таких выставках, как правило, дается работодателям бесплатно, как это всегда делает департамент по труду Москвы на выставках БИОТ. А обязанность работодателя обеспечить наличие комплекта актуальных НПА указана в 212 статье ТК РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector