Увольнение государственного гражданского служащего

Взыскания для сотрудников правоохранительных органов

Согласно определению правоохранительных органов, данному Законом N 58-ФЗ, это органы, обеспечивающие безопасность, законность и правопорядок, защищающие права и свободы граждан и осуществляющие борьбу с преступностью. Законодатель не приводит конкретного перечня таких органов, но, руководствуясь различными нормативными правовыми актами, к органам федеральной государственной власти, осуществляющим указанные функции, можно отнести суды, органы внутренних дел, прокуратуру, службу по контролю за оборотом наркотиков, таможенную, налоговую службы, службы судебных приставов, исполнения наказания, органы юстиции. Правовую основу организации правоохранительной службы составляют Конституция РФ, федеральные законы, в том числе Закон N 58-ФЗ, иные нормативные акты, регламентирующие порядок прохождения той или иной службы.

Так, деятельность сотрудников органов внутренних дел регламентируется в том числе Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» и другими федеральными законами, регулирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел. А с 01.01.2012 вступает в силу Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно данному Закону служебная дисциплина сотрудника органа внутренних дел — это соблюдение им установленных законодательством РФ, Присягой сотрудника органов внутренних дел РФ, дисциплинарным уставом органов внутренних дел РФ, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ст. 47).

В свою очередь, дисциплинарным проступком признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником ОВД законодательства РФ, Дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав (ст. 49).

Перечень дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудника ОВД, еще шире. Он включает в себя:

  V   замечание;      ---------------------------------------------------------------------  V   выговор;      ---------------------------------------------------------------------  V   строгий выговор;      ---------------------------------------------------------------------  V   предупреждение о неполном служебном соответствии;      ---------------------------------------------------------------------  V   перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;      ---------------------------------------------------------------------  V   увольнение со службы в органах внутренних дел.

Кроме этого, предусмотрено наложение на курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел таких взысканий, как наряд вне очереди, лишение увольнения и отчисление из образовательного учреждения.

Срок наложения взыскания на сотрудников ОВД по сравнению с месячным сроком, установленным ТК РФ и Законом N 79-ФЗ, сокращен до двух недель. С работника также запрашивается объяснение и проводится служебная проверка. О наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания или выговора издается приказ, но он может быть объявлен и публично в устной форме.

Что касается других категорий сотрудников правоохранительных органов, виды и процедура наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются иными федеральными законами или нормативными правовыми актами.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих понятие и признаки

Четкое понятие дисциплинарной ответственности закон представляет. Это понятие заключается в применении мер наказания, определенном взыскании, которые имеют место в виду осуществления проступка и правонарушения гражданским служащим. Главная особенность — направленность на соблюдение дисциплины и выполнения возложенных функций.

Наличие проступка и осуществление взыскания за него являются одними из признаков ответственности. Помимо них к признакам можно отнести то, что применение взыскания осуществляется должностными лицами, а пределы их власти определены правом

Определяя меры взыскания здесь важно учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства данного дела, а также былые заслуги государственного или муниципального служащего

Виды дисциплинарной ответственности государственных служащих

Поощрение и ответственность государственных служащих регулируются законодательно. Ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет виды ответственности. Они следующие:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение.

Данная очередность указывает на степень тяжести этих видов дисциплинарного взыскания. Первые два указанных вида характеризуются лояльностью, привлечение к такой мере наказания осуществляется за незначительные проступки и в трудовую книжку они не фиксируются. Неполное должностное соответствие выявляется по результатам аттестации.

Применение увольнения является самой строгим видом наказания и осуществляется при грубых правонарушениях, либо тех, которые имеют регулярный характер, например, прогулы. Информация фиксируется в трудовой книжке, что может иметь негативные последствия при поиске новой работы.

В чем заключаются проблемы дисциплинарной ответственности государственных служащих?

Существует ряд проблем и неточностей, связанных с наказанием за проступок. Заключается одна из проблем в том, что происходит двойная ответственность – дисциплинарная и административная. Это может случиться, когда административное правонарушение было совершено на основе несоблюдения правил выполнения служебных обязанностей.

Еще одна проблема заключается в том, что законом не урегулировано четкое определение тяжести наказания. Каждый человек может по-разному относиться к одному и тому же проступку.

Что такое прогул

Порой работодатель или работник трактует понятие «прогул» по-своему. Для одних – это неявка на работу без предупреждения, для других опоздание, а кто-то считает, что прогул – это отказ выполнить внеурочную работу. Для разрешения споров необходимо изучить, что говорит законодательство. Правовое определение прогула дается в .

Чтобы квалифицировать прогул необходимо соблюдение условий:

  • отсутствие 4 и более часа;
  • неуважительная причина;
  • месячная давность проступка.

Поэтому до того как уволить работника за прогулы, следует установить, что он действительно отсутствовал на рабочем месте,  правильно определить период его отсутствия и причину, почему сотрудник не пришел на работу, либо покинул рабочее место до завершения смены.

Государственная гражданская служба

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации .

См.: Там же. Ст. 5.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о государственной гражданской службе), рассматривая вопросы привлечения служащих к дисциплинарной ответственности, прежде всего определяет понятие «служебная дисциплина на гражданской службе». В соответствии со ст. 56 Закона о государственной гражданской службе это «обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом». Данное понятие значительно отличается от определения дисциплины труда, содержащегося в ст. 189 ТК РФ . Прежде всего служебная дисциплина предполагает соблюдение служебного распорядка, который определяется исключительно федеральными законами и иными нормативными правовыми и нормативными актами государственного органа, а не коллективными договорами и соглашениями.

Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215. Дисциплина труда — обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 57 Закона о государственной гражданской службе за совершение дисциплинарного проступка к нарушителю могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. предупреждение о неполном должностном соответствии;
  4. освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  5. увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а» — «г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона о государственной гражданской службе.

Различается и порядок применения дисциплинарного взыскания. Если в случае привлечения к общей дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 193 ТК РФ устанавливаются только сроки применения дисциплинарного взыскания и обязанность представления работником письменного объяснения, то в соответствии с п. 2 ст. 58 Закона о государственной гражданской службе применению дисциплинарного взыскания к государственному гражданскому служащему предшествует служебная проверка. При этом в соответствии со ст. 59 Закона о государственной гражданской службе ее проведение поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время ее проведения. По результатам служебной проверки составляется письменное заключение, на основании которого представителем нанимателя принимается решение о наложении взыскания.

Выплаты

Как уже было определено выше, государственный служащий осуществляет свою деятельность на основании служебного контракта. В день его расторжения наниматель выдает на руки госслужащему трудовую книжку и иные бумаги (документы по государственной службе и пенсионному обеспечению). Выплаты госслужащему при увольнении по собственному желанию также предоставляются в день увольнения (ст. 36 №79-ФЗ).

По каким статьям должна рассчитаться с госслужащим бухгалтерия нанимателя?

  1. Зарплата

Оплата труда государственного служащего рассматривается в качестве его денежного содержания, которое состоит из (ст. 50 №79-ФЗ):

  • Месячного оклада в соответствии с его классным чином;
  • Надбавки за выслугу лет;
  • Доплаты за особые условия гражданской службы;
  • Процентной надбавки за использование засекреченной информации (государственной тайны);
  • Премии за исполнение сложных и важных заданий.

При расчете оплаты труда госслужащих принимаются во внимание различные коэффициенты (за работы в пустынных и безводных местностях, в условиях Крайнего Севера, высокогорных районах и т.д.). За работу в особо отдаленных местностях полагается и дополнительная компенсация при увольнении муниципального служащего

  1. Отпускные платежи

Расчет с госслужащим охватывает отпускные платежи за неиспользованный в текущем году отпуск, а также единовременную материальную помощь к отпуску. Материальная помощь предоставляется за счет фонда оплаты труда гражданских служащих (ст. 46 №79-ФЗ).

Если с момента трудоустройства работник отработал на госслужбе более 11 месяцев, то он имеет право рассчитывать на отпускные выплаты в полном объеме. Целиком получают отпускные и те госслужащие, которые проработали в должности от 5,5 до 11 месяцев и были уволены вследствие:

  • Ликвидации учреждения;
  • Ухода на военную службу;
  • Сокращения штата;
  • Перевода в другой орган;
  • Выявления его непригодности к дальнейшей деятельности.

Что касается материальной помощи, то она, как правило, составляет не более трех окладов государственного служащего. Если работник был уволен из госслужбы по инициативе нанимателя за грубые нарушения дисциплины и правил трудового распорядка, то материальная помощь ему не выплачивается.

  1. Выходное пособие

Выходное пособие при увольнении государственного служащего выплачивается далеко не при любом расторжении служебного контракта. Оно имеет место в следующих случаях:

  • При ликвидации учреждения или сокращении штата размер выходного пособия равен одному среднемесячному заработку (ст. 178 ТК РФ);
  • При прекращении деятельности учреждения и уменьшении численности его персонала в районах Крайнего Севера (в эту категорию входят и приравненные к ним местности) выходное пособие выплачивается в сумме равной четырем среднемесячным окладам.
  1. Дополнительные компенсации

Существует несколько особых видов компенсаций, на которые в некоторых случаях также могут рассчитывать некоторые категории госслужащих:

  • Во-первых, компенсация в размере четырехкратного среднемесячного оклада при увольнении госслужащего, отказавшегося от занятия иной должности, перевод на которую стал необходимым в связи с ухудшением состояния здоровья (необходимо заключение медицинской комиссии);
  • Во-вторых, компенсация в размере четырехкратного среднемесячного оклада тем работникам государственной службы, которые отсутствовали на рабочем месте более четырех месяцев в связи с болезнью;
  • В-третьих, содержание в размере двухнедельного заработка в случае призыва на военную службу, возвращение временно заменяемого сотрудника, отказом от перевода в иную местность, отказом от работы с изменением существенных условий служебного контракта.

Если работодатель затягивает с предоставлением работнику всех причитающихся ему выплат, то за каждый день просрочки он обязан будет предоставить ему компенсацию в виде процента от среднемесячного заработка (ставка составляет 1/300 ставки рефинансирования Банка России).

Увольнение госслужащего – процесс, сопряженный со множеством бюрократических формальностей. При этом российское законодательство определяет достаточно детально порядок расторжения служебного контракта и предоставления работнику необходимых выплат.

Сроки применения дисциплинарного взыскания

В соответствии с п. 4 ст. 58 Закона N 79-ФЗ дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Этот срок может быть продлен:

  • на периоды временной нетрудоспособности;
  • на время пребывания в отпуске;
  • на период проведения служебной проверки;
  • на другие периоды отсутствия на гражданской службе по уважительным причинам (командировки, использование отгулов, повышение квалификации и т.п.).

Обратите внимание! Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев с момента совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу

Днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда непосредственному руководителю гражданского служащего стало известно о совершенном проступке.

В случае увольнения гражданского служащего за длительный прогул (пп. «а» п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ) днем обнаружения проступка является первый день выхода на службу, а не первый день отсутствия на службе.

Дисциплинарные взыскания налагает представитель нанимателя — руководитель государственного органа. Для этого издается приказ или распоряжение, в котором указывается, за совершение какого дисциплинарного проступка наказан гражданский служащий и какое дисциплинарное взыскание на него наложено.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований для его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта (п. 6 ст. 58 Закона N 79-ФЗ). Если гражданский служащий отказался от подписи, необходимо составить акт, в котором нужно зафиксировать такой отказ.

К сведению. Если на момент издания распорядительного акта о применении дисциплинарного наказания государственный служащий отсутствует на службе (например, болеет или находится в командировке), копия документа вручается ему в первый день выхода на службу.

Время отсутствия на рабочем месте

Закон наделяет работодателя правом увольнения сотрудника за прогул, если работника не было 4 и более часа. Это значит, что, если зафиксировано отсутствие ровно 4 и менее часов, то за прогул уволить нельзя. Да, можно применить другие меры дисциплинарного воздействия, например, выговор, но не увольнение. Владея информацией о том, как уволить человека за прогулы, работники порой пользуются этим четырехчасовым периодом, не позволяющим считать отсутствие прогулом.

Как правильно рассчитывается время отсутствия на рабочем месте?

Далее в период отсутствия не включается время обеденного перерыва. Причина – ст. 108 ТК РФ, исключающая длительность перерыва из рабочего времени. Поэтому, если, допустим, сотрудник пришел на работу в 14:20, а должен был в 10:00, при этом перерыв установлен с 13:00 до 14:00, то это деяние не будет считаться прогулом, так как отсутствовал работник только 3 часа 20 минут.

ТК РФ позволяет учитывать и суммировать все периоды, когда работника не было на месте, но только в рамках одной смены или дня, в зависимости от установленного графика. То есть, нельзя суммировать периоды отсутствия за несколько дней или смен.

Допустимо будет считать, например, прогулом, если сотрудника не было:

  • 1 час утром;
  • 1 час 10 минут после обеда;
  • 2 часа в конце смены.

Итого за весь день будет пропущено 4 часа 10 минут. Это можно квалифицировать как прогул, при соблюдении прочих процессуальных требований.

Правовая база

Основные аспекты процесса увольнения государственного служащего содержатся в шестой главе Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» (№79-ФЗ). В частности, здесь прописаны:

  • Основания для расторжения контракта (ст. 33);
  • Особенности прекращения трудовых отношений по соглашению сторон (ст. 34);
  • Процесс расторжения срочного договора (ст. 35);
  • Порядок расторжения договора по желанию государственного служащего (ст.36);
  • Специфика увольнения гражданского служащего по решению нанимателя (ст. 37).

В указанном нормативно-правовом акте также содержатся сведения о том, как расторгается контракт при возникновении форс-мажорных обстоятельств или выходе госслужащего из гражданства РФ, а также особенности взаимодействия с профсоюзом по вопросам увольнения гражданского служащего.

Отдельная статья посвящена ситуации, при которой госслужащего увольняют из учреждения по причине утраты доверия в силу выявленных обстоятельств (ст. 59.2).

Общие же вопросы увольнения гражданских служащих описывает ТК РФ, в том числе обязательность двухнедельной отработки и выплат по факту расторжения трудового контракта (ст. 80, 81, 140).

При этом, в самом Трудовом кодексе содержится отсылка к №79-ФЗ, поскольку именно в этом нормативно-правовом документе содержатся детали увольнения работников, состоящих на государственной службе.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих судебная практика

Судебная практика складывается в основном из дел, когда работник не согласен с вынесенным ему взысканием либо решение о наказании было не законно. Актуальность имеют дела о восстановлении на службе не законно уволенных и получение ими материальной компенсации за причиненный вред и страдания.

Наиболее часто зафиксированы факты привлечения к ответственности с нарушением сроков, наказания в период больничного работника. Также руководители органов не в полном объеме исследуют все обстоятельства нарушения, не собирают должным образом все, связанные с делом документы, в результате чего приходят к неверному решению.

Закон о дисциплинарной ответственности государственных служащих

Специального закона о дисциплинарной ответственности применительно к госслужащим на данный момент не существует. Юридический правовой институт привлечения к наказанию нанимателей регламентирован Федеральным Законом от 2004 года № 79. В главе 12 сосредоточены нормы данного характера.

В целях избежания неправомерного наложения взысканий на работников, руководителям государственных органов необходимо неукоснительно соблюдать требования положений законодательства по этому вопросу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector